Медиа / Статьи
за рубежом контент
7.12.2016

С разной долей своего контента

Как развивается глобальный рынок онлайн-кинотеатров

Высокий уровень проникновения фиксированного и мобильного широкополосного доступа в интернет сделал популярными онлайн-кинотеатры. Люди смотрят короткие ролики и полнометражные фильмы в электричках и метро, поездах и самолетах, дома и на даче без копирования файлов в память устройства. Крупнейшие мировые компании, предоставляющие видеоконтент по модели OTT, – американские Netfl ix и Amazon, а также китайские сервисы. Они ведут международную экспансию, что беспокоит национальных регуляторов. Государства принимают законы, устанавливающие правила игры для онлайн-кинотеатров, которые варьируются от закрепления обязательной доли местного контента в видеотеках до ограничения иностранного капитала.

 

Экспансия гиганта

Рынок стримингового видео США оценивается[1]в $6,6 млрд, 85% американских семей, имеющих доступ к ШПД, используют хотя бы один из подобных сервисов.

Лидер по числу клиентов – Netflix, к его услугам обращаются 53% подписчиков. Второе место занимает Amazon (25%), замыкает тройку Hulu (13%). Около 40% американских подписчиков пользуются сразу двумя или более сервисами.

Согласно прогнозам, темпы роста затрат на стриминговые сервисы будут снижаться: если в 2016 году ожидается увеличение выручки на 1,2 млрд долларов, то в 2021 году этот показатель составит 540 миллионов.

Netflix, ведущий мировую экспансию, недоступен в КНДР, Сирии, Крыму и Китае (кроме Гонконга и Макао). В первых трех регионах сервис не работает из-за американских санкций. В Китае ситуация сложнее: согласно законам КНР, телевещатели и стриминговые сервисы не могут поставлять более 30% иностранного контента. Есть и проблемы с локализацией фильмов и сериалов.

 

Уступили давлению

В Канаде ведется активная кампания за отмену жестких правил регулирования аудиовизуального рынка. Акт о вещании 1991 года ввел понятие «канадский контент», доля которого должна была составлять не менее 60%, что значительно превышало ограничения в других странах.

Канадские парламентарии выдвигали инициативы по отмене «устаревших» правил. Тем более что либерализация медиарынка была одним из главных условий для вступления в Транстихоокеанское партнерство [2]. Давление оказывали и онлайн-кинотеатры США. Netflix и другие сервисы с момента появления в Канаде заявляли, что не могут соблюдать существующие медиазаконы по ряду объективных причин.

В 2012 году правительство снизило обязательную долю канадского контента до 20 процентов. Летом 2016 года власти полностью отменили эту норму, а также сняли ограничения по участию иностранного капитала в СМИ (ранее его доля составляла 20%).

 

Каждый хорош по-своему

В Великобритании лидерство по числу подписчиков удерживает Netflix. Основные конкуренты – Amazon и местный сервис Now TV, принадлежащий корпорации Sky.

Все три компании предлагают клиентам пробный бесплатный доступ. У Netflix он составляет месяц. У Amazon такой же срок, но можно воспользоваться бесплатной версией повторно. Now TV дает на тестирование две недели.

Базовый пакет у всех трех сервисов стоит 6 фунтов стерлингов в месяц. Если использовать Netflix для двух устройств, то цена возрастет до 7,5. За 9 фунтов предлагается контент в формате Ultra HD для четырех устройств. Покупая полный пакет услуг Amazon на год, пользователь получает доступ к библиотеке и музыкальному стримингу.

К сервису Now TV можно подключиться на неделю и даже на один день. Разброс цен на контент весьма значителен: стандартный пакет развлекательных каналов стоит 7 фунтов, кино – 10, а спорт – 32. Преимущество Now TV – доступ к новым фильмам, поскольку корпорация Sky сотрудничает со всеми крупнейшими студиями-производителями. Кроме того, сервис владеет самым обширным ассортиментом спортивного контента и предлагает клиентам большинство шоу канала Sky Atlantic.

Netflix транслирует популярные сериалы, в том числе собственного производства («Карточный домик», «Задержка в развитии»). Создавать собственный контент недавно начал и Amazon. В отличие от конкурента, он делает упор на телешоу, к примеру, выпускает The Grand Tour с Джереми Кларксоном.

Каждая из компаний занимает твердую позицию в конкретной нише, и борьба за потребителя ведется в основном за счет удобства использования сервиса и качества вещания.

 

Поединок трех

Рынок стримингового видео Австралии получил активное развитие лишь в 2015 году после запуска местных сервисов Stan и Presto TV. Спустя всего два месяца в конкурентную борьбу включился Netflix.

Пакеты услуг и их стоимость у всех компаний примерно одинаковы. Главное преимущество Netflix – большое число популярных сериалов. Stan отличают локальный контент и фильмы, предоставленные Amazon. Presto показывает местные телевизионные шоу и сериалы, снятые Foxtel и HBO.

В октябре появилась информация, что Presto прекратит деятельность с февраля 2017 года. Тем не менее конкуренция на австралийском рынке стримингового вещания не снизится, поскольку появляются новые сервисы.

 

Правила единого рынка

Евросоюз стремится унифицировать законодательство стран-членов в сфере IT и медиа, оборота персональных данных и рынка ПО. В 2015 году Еврокомиссия объявила о запуске проекта Digital Single Market (Единый цифровой рынок). В его рамках будут создавать рынки цифрового маркетинга, е-commerce, телекоммуникаций и онлайн-видео.

В мае 2016 года стало известно о реформе регулирования сферы распространения контента на территории ЕС. Вице-президент Еврокомиссии Андрус Ансип и Еврокомиссар по цифровой экономике Гюнтер Эттингер выступили с пакетом поправок в Директиву об аудиовизуальных медиауслугах (Audiovisual Media Services Directive, AVMSD).

Основные изменения могут коснуться самого онлайн-контента и его дистрибуции. Нововведения направлены в первую очередь против Google и Facebook. Согласно документу, поисковые системы, социальные сети и новостные агрегаторы будут обязаны согласовывать с правообладателями условия использования фрагментов их контента. В контрактах будут устанавливаться размеры авторских отчислений.

Журналисты заявляют, что это упрочит позиции Netflix как производителя контента. Проект закона пока обсуждается, не исключено, что текст будет скорректирован из-за протестов массмедиа, не желающих платить правообладателям.

Включает данный пакет поправок и меры по защите европейских производителей. Чиновники хотят создать «новые правила игры» на рынке, согласно которым «онлайн-видеосервисы обязаны зарезервировать за европейской продукцией 20% контента в своих каталогах». Новые нормы должны поддержать производство местного контента и препятствовать доминированию американских компаний на рынке. Не избежала ограничений и реклама – по проекту, она должна занимать не более 1/5 от времени показа.

Публичные консультации по поправкам длились до 30 сентября. В итоге правительство Великобритании одобрило предложения и готово реализовывать их, несмотря на политические разногласия с ЕС.

В диалог с Брюсселем включились и американские компании. Netflix заявила, что количество локального контента в каталогах для европейских клиентов превышает пятую часть и поэтому вопросов возникнуть не должно. Пока проверок со стороны регуляторов ЕС не было и не планируется.

В октябре Европейская группа регуляторов аудиомедиасервисов опубликовала отзыв на проект реформы. Она выразила обеспокоенность тем, что в документе нет прозрачной методики определения принадлежности контента к европейскому.

24 января 2017 года комитет по культуре и образованию будет голосовать по финальному варианту документа, в случае одобрения уже в середине 2017 года поправки вынесут на голосование Европарламента.

 

В расчете на поколение Y

Рынок OTT-видео в Поднебесной отличает высокая доля эксклюзивного контента и широкое распространение мультиэкранности. Список крупнейших видеосервисов КНР возглавляет Youku Tudou [3]. Он принадлежит интернет-гиганту Alibaba, «китайского YouTube». Далее, в порядке убывания, располагаются iQiyi (один из сервисов Baidu), Tencent и Sohu.com.

LeEco (до 2016 года LeTV) относится к крупнейшим компаниям, которые предоставляют услуги онлайн-видео в Китае, хотя и не входит в топ-5 лидеров. Также она производит электромобили и гаджеты. LeEco сосредоточилась на международной экспансии. Вторым, после родного китайского, рынком для корпорации стала Индия. В мае 2016 года она купила крупнейшую платформу Eros Now, в распоряжении которой находилось более 2 тыс. фильмов и сериалов. Одновременно LeEco совместно с дистрибьютором болливудских фильмов Hungama запустила музыкальный стриминговый сервис.

В Индии LeEco использует пакетную модель маркетинга. Компания «дарит» годовую подписку на онлайн-видеосервис при покупке смартфона или другого устройства компании. Если у покупателя уже есть абонемент, его стоимость будет вычтена из цены гаджета.

19 октября 2016 года LeEco вышла на рынок США. Официальное открытие прошло в Сан-Франциско. Китайская компания представила свою линейку смартфонов, потоковый видеосервис, электронный автомобиль, «умный» велосипед и другие гаджеты. В планах IT-гиганта, как заявляют его представители, изменить расстановку сил на рынке онлайн-кинотеатров США. Продукты китайского стриминга ориентированы на поколение Y (рожденных после 1981 года). Компания ведет переговоры с правообладателями о предоставлении доступа к лицензированному американскому контенту для тех, кто купил смартфоны LeEco.

 

Информационная разведка

В апреле 2016 года глава подразделения LeEco по России и Восточной Европе (LeREE) Виктор Сюй сообщил, что компания рассматривает покупку одного из онлайн-кинотеатров, которые предоставляют услуги в РФ, и готова вложить в видеобизнес в нашей стране «десятки миллионов долларов».

Как сообщали СМИ, китайская корпорация вела переговоры с большинством крупных отечественных сервисов (ivi.ru, TVZavr, Megogo, Okko и Tvigle). Также LeEco заключила партнерские соглашения с Российским экспортным центром (РЭЦ), Институтом развития интернета (ИРИ), АО «Цифровое телевидение» и китайским производителем фильмов LeVision Pictures.

В сентябре В. Сюй заявил, что компания откладывает планы по выходу на рынок РФ, объяснив это экономическим кризисом и общим спадом в отрасли. Есть мнение, что действия китайского LeEco следует расценивать, как сбор информации для разработки собственной стратегии.

В ноябре В. Сюй рассказал о планах по созданию ОТТ-сервиса с мультфильмами и анимацией, который будет рассчитан на детскую аудиторию, поскольку такому контенту легче преодолевать границы и выходить на новые рынки: «Есть идея о построении глобальной детской платформы, где будут представлены и американские, и индийские, и российские, и китайские мультфильмы, и любые другие – и развлекательные, и познавательные». Интересно, что уже на следующий день глава совета директоров LeEco Цзя Юэтин заявил, что у компании нет денег на развитие и текущие расходы.

16 ноября стало известно, что LeREE вышла на рынок Казахстана, представив электронику и озвучив планы по открытию собственных OTT-сервисов.

В настоящее время LeEco оценивает аудиторию своей платформы видеостриминга в 800 млн человек в месяц. Библиотеки ресурса включают в себя более 100 тыс. фильмов и 5 тыс. сериалов.

 

Признанными лидерами мирового рынка по объему контента и количеству пользователей являются американские и китайские видеосервисы. Если первые в лице Netflix и Amazon уже представлены во всем мире, то китайские игроки начали агрессивную экспансию совсем недавно. Становится ясно, что внимание к онлайн-кинотеатрам проявят многие государства. Регулятору предстоит выбирать – защищать местных производителей контента или оставить рынок свободным от ограничений.


[1] Strategy Analytics, май 2016 года.

[2] Преференциальное торговое соглашение между 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

[3] 286 млн уникальных посетителей в августе 2015 года, согласно данным отчета Selerity Global Insight.

Еще по теме

Особенности регулирования использования искусственного интеллекта в создании медиаконтента

Заместил ли контент российских видеосервисов импортную продукцию

Замедление YouTube, внутренние риски и госбюджет на ИБ

Цифровые угрозы становятся изощреннее. Как этому противостоять?

Мировой опыт защиты детей в Сети и что могут сделать российские интернет-площадки

Нужно ли считать ссылки на запрещенные соцсети инструментом продвижения опасного контента

Как развиваются «родные» медиаплощадки и что хотят на них видеть соотечественники

Как противостоять фейкам и почему будущее за доверенными источниками

Для чего необходимо развивать блог компании и как это делать эффективно

ИТ-компании и общественные организации занялись цифровым просвещением молодежи

Американский видеохостинг заподозрили в нелегальном отслеживании детей и навязывании персонализированной рекламы

Как обеспечить безопасность своего ребенка в интернете: новые угрозы и роль искусственного интеллекта

Почему бесполезны инструменты распознавания контента, созданного искусственным интеллектом

Чем грозит глобальное распространение рекламы, созданной искусственным интеллектом

Каковы новые подходы к формированию информационного поля в России