ИТ / Статьи
сервисы
18.5.2017

Доктор в мониторе

Развитие телемедицины в России и мире

В 2017 году в России может произойти событие, которое в корне перевернет здравоохранение в стране. Точнее, в той его части, которая касается взаимодействия «пациент – врач». Вполне возможно, что скоро общение граждан РФ с поликлиникой будет не только начинаться записью к врачу через интернет на сайте ЕГАИС, но и продолжаться у экрана монитора. Речь идет о телемедицине, легализация которой ожидается в нашей стране в ближайшее время.

Скоро и у нас

Дело в том, что в Госдуму внесены сразу два документа, касающихся нового способа лечения граждан, – это законопроект Минздрава и документ, подготовленный Институтом развития интернета (ИРИ), Фондом развития интернет-инициатив (ФРИИ), компанией «Яндекс».

В обоих проектах предлагается узаконить возможность дистанционных приемов врачами пациентов, во время которых медработники смогут устанавливать диагноз и назначать лечение. Кроме того, они смогут удаленно выписывать электронные рецепты.

В настоящее время довольно большое количество IT-компаний и медицинских центров уже готово оказывать дистанционную помощь своим клиентам. В их числе «Яндекс», создавший инфраструктуру для своего проекта «Яндекс.Здоровье», сервис DOC+, сеть клиник «Доктор рядом», Европейский медицинский центр и другие.

Прообразом современной телемедицины стала радиомедицина в начале XX века, когда жители удаленных районов Австралии для консультаций с государственной Royal Flying Doctor Service использовали приемники. А в 1965 году всемирно известный кардиохирург Майкл Дебейки по видеоконференции консультировал процесс имплантации сердца с другого континента.

Само понятие «телемедицина» было введено в оборот в 1974 году. А через 15 лет американская MedPhone Corporation запустила проект дистанционной диагностики и лечения кардиобольных.

Согласно прогнозам BBC Research, к 2019 году глобальный рынок телемедицины будет расти в среднем на 17,7% в год, достигнув 44 млрд долларов.

Прогноз компании Frost & Sullivan по этому рынку в Европе выглядит куда скромнее – 414,4 млн к 2020 году, однако более чем трехкратный рост с 2013 года также впечатляет.

Для индейцев и космонавтов

В Соединенных Штатах корни развития телемедицины уходят в середину XX века. Некоторые источники называют отправной точкой 40-е годы, когда впервые была осуществлена передача рентгеновских снимков по телефонной линии на расстояние 40 километров. Другие считают началом технологии 1959 год – проведение первого в истории сеанса видеосвязи с медицинскими целями. Так Университет Небраски передавал информацию студентам на территории кампуса, а спустя несколько лет был подключен госпиталь штата для проведения видеоконсультаций.

Эти исследования легли в основу дальнейшего развития технологии – в 1967 году медицинская школа Университета Майами в сотрудничестве с пожарной службой запустила сервис по передаче с помощью радио электрокардиографических ритмов во время спасательных операций. Таким образом, к концу 60-х телемедицина покинула стены научных центров.

Услуга удаленной медицинской консультации стала набирать популярность в сельской местности, где был ограничен физический доступ пациентов к врачам. В 60-е и 70-е годы такие организации, как NASA, Министерство здравоохранения и Министерство обороны, вкладывали значительные ресурсы в телемедицинские разработки.

Одним из самых успешных государственных проектов стало сотрудничество между NASA и управлением здравоохранения коренных народов. Исследование, получившее название STARPAHC, было направлено на предоставление медицинских услуг как индейцам в одной из аризонских резерваций, так и астронавтам, находящимся на орбите. С помощью микроволновой технологии передавали рентгеновские снимки, ЭКГ и другую информацию в больницу государственной службы здравоохранения.

Подобные инновационные проекты повысили интерес к телемедицине и дали толчок к ее дальнейшему развитию в рамках университетов, медцентров и исследовательских компаний.

Штатная ситуация

Крупнейшая в США организация, занимающаяся развитием услуги, – Американская ассоциация телемедицины (American Telemedicine Association, ATA). Основанная в 1993 году, в настоящее время она включает в себя более 10 тыс. ведущих специалистов в различных областях и профессиональных врачей.

Среди основных задач ATA:

  • информирование правительства о телемедицине как важнейшем компоненте в оказании современной медицинской помощи;
  • работа в качестве центра обмена телемедицинской информацией и услугами;
  • укрепление связей и сотрудничества между заинтересованными сторонами в области здравоохранения и технологии;
  • содействие научным исследованиям и образованию;
  • руководство разработкой соответствующих клинических и отраслевых политик и стандартов.

Одними из важнейших игроков являются телемедицинские компании, предоставляющие технологии для связи пациента с врачом. Наиболее известные примеры в США – Teladoc, American Well, Doctor on Demand, CareClix и iCliniq.

Teladoc – старейшая и крупнейшая из них. В 2015 году было осуществлено первичное размещение акций, выручка за 2016 год составила 123 млн долларов. Клиентам предоставляется возможность консультаций посредством интернета, телефона и мобильных приложений. Среднее время обратного звонка (от момента запроса консультации до ее начала) составляет около 15 минут. Услугами 4 тыс. врачей компании пользуются 17 млн человек.

American Well обеспечивает жителям 46 штатов доступ к медицинским услугам через свой сайт и мобильные приложения. Деятельность компании выходит за рамки срочной помощи, включая ведение хронических заболеваний и послеоперационное наблюдение. Как правило, пациент и врач проживают в одном штате.

CareClix оказывает широкий спектр медицинских услуг, включая уход на дому, лечение инфекционных заболеваний, педиатрию, первую и неотложную помощь. Фирма работает не только в США, но и за их пределами. Также CareClix запустил инновационную программу для общеобразовательных учреждений штата Мэриленд: при помощи Skype врачи прямо в школах осматривают учащихся, жалующихся на проблемы со здоровьем.

В настоящее время в США более половины больниц имеет свои телемедицинские программы, большинство других медучреждений заявляет о подготовке к их внедрению. 

В течение ближайших лет темпы роста этого рынка в стране, по данным ATA, составят около 30% в год, а его объем к 2021 году прогнозируется на уровне 9,35 млрд долларов. Число пациентов, пользующихся услугой, вырастет с 2013 по 2018 год в 20 раз – с 350 тыс. до 7 млн человек. Растет и число крупных фирм, обеспечивающих своим сотрудникам телемедицинские сервисы: если в 2015 году таковых было чуть более 20%, то сейчас их число возросло почти втрое.

Польза очевидна

Согласно проведенным опросам [1], около 75% американцев уже пользуются телемедициной или планируют обратиться к ней в будущем. Из числа воспользовавшихся услугой 83% остались довольны ее качеством, 76% заявили, что доступность врачебных услуг важнее, нежели «живой» контакт с доктором. Лишь 16% жителей США предпочтут в случае легкого недомогания отправиться в клинику.

В настоящее время порядка 20% американцев проживает в сельской местности, не имея легкого доступа к услугам здравоохранения: на 100 тыс. человек в среднем приходится 40 специалистов. Для этой категории населения телемедицина стала лучшим выходом из положения.

Половина опрошенных руководителей медицинских организаций назвали главным преимуществом этого сервиса повышение уровня оказания услуг, еще 18% заявили, что для них важнее всего привлечение новых пациентов. В контексте общественной пользы в ответах респондентов чаще всего фигурировали возможность круглосуточного оказания помощи и доступность для пациентов из отдаленных районов. Среди инвесторов, вкладывающих средства в технологию, самой частой мотивацией было желание заполнить пробелы в системе здравоохранения.

По оценкам специалистов, порядка 75% посещений врача может быть успешно заменено телефонными или видеоконсультациями.

Телемедицина также позволяет экономить средства предприятиям, работникам и учреждениям здравоохранения. Выгода работодателей оценивается в 6 млрд долл. в год, больницы и пациенты сэкономят примерно по 20 процентов.

Несмотря на бурное развитие и доказанную значимость телемедицины, в США до сих пор существует множество юридических барьеров. Главным образом это происходит из-за различий в законодательствах регионов. Например, каждый штат имеет свои требования к врачам и выдает им соответствующие лицензии. Таким образом, доктор, физически проживающий, допустим, в Пенсильвании, для оказания услуг пациентам из других штатов должен получать разрешения от каждого субъекта. Ситуация осложняется тем, что некоторые штаты требуют от специалистов очного собеседования и уплаты определенных комиссий.

Осознавая необходимость изменений, американские парламентарии вынесли на рассмотрение законопроект, призванный снизить барьеры для взаимодействия по вопросам телемедицины между штатами.

Нужна ясность

Европейская комиссия (ЕК) еще в ноябре 2008 года опубликовала резолюцию COM (2008) 689, направленную на внедрение в странах содружества телемедицины на благо пациентов, систем здравоохранения и общества в целом.
Созданная для поддержки инициатив стран – членов Евросоюза, резолюция призвана была содействовать внесению ясности в правовое поле, касающееся этой темы, решению технических проблем, а также способствовать развитию рынка.

Кроме того, ЕК определила перечень действий для каждого члена союза с целью выявить и указать собственные потребности и приоритеты в сфере телемедицины.

В Европе наиболее прогрессивной страной, давно внедряющей новые медицинские технологии, стала Норвегия, что обусловлено низкой плотностью населения и труднодоступностью некоторых регионов. Там уже в 1987 году был запущен проект «Новое техническое развитие на Севере», в 1992-м уже в трех фюльке [2] были созданы телемедицинские студии, а годом позже Университетская больница Тромсе открыла телемедицинский отдел, оказывающий дистанционную помощь пациентам со всей страны.

Соседняя Швеция в 2006 году приняла Национальную стратегию в области телемедицины, что дало мощный толчок в развитии этой области здравоохранения в стране. Уже к 2008 году более 75% больниц при помощи более 100 приложений оказывали удаленную помощь пациентам.

В настоящее время основными областями применения этого направления здравоохранения в Швеции являются интернет-прием у врача, телемониторинг (наблюдение за основными медицинскими показателями в удаленном режиме), а также рентгенологические консультации.

Соглашение подписано

В Италии Министерство здравоохранения начало внедрять и проводить мониторинг эффективности приложений eCare с 2007 года в административной области Эмилия-Романья. Позже к программе присоединились другие регионы: Тоскана, Лигурия, Марке, Кампания, Венето, Сицилия и Ломбардия.

Для решения проблем, связанных с внедрением телемедицины, в стране с февраля 2011 до июля 2012 года работала комиссия в Высшем совете здравоохранения. Кроме прочего, она определила приоритетные области для применения телемедицины, а также нормативы обслуживания удаленных пациентов.

Наибольшие опасения при внедрении новых практик связаны с безопасностью личных данных пациентов. Другими важными вопросами, рассмотренными комиссией, стали цена трафика при врачебной помощи по интернету и включение телемедицины в список гарантированных услуг для граждан страны.

По итогам долгих переговоров соглашение между Минздравом и регионами о телемедицине было подписано 20 февраля 2014 года.

При гарантии конфиденциальности

Франция легализовала удаленное взаимодействие между пациентом и врачом и удаленное наблюдение в 2010 году.

Как и в других странах, главной целью узаконивания телемедицинской практики было повысить доступность врачебной помощи в малонаселенных провинциях, где до ближайшего здравпункта порой нужно преодолеть 50 километров.

Законодательством была установлена такса в 22 евро, которая покрывалась из страховки, при условии физического посещения пациентом медучреждения до или после онлайн-приема. При этом в законе устанавливается обязательное «свободное и ясное» согласие пациента на обработку его персональных данных при гарантии конфиденциальности.

В Великобритании Минздрав в мае 2008 года запустил обширную экспериментальную программу по телемедицине и телесервису в охране здоровья Whole System Demostrator (WSD). В программе, направленной на обеспечение медицинской помощью людей с хроническими заболеваниями и слабым здоровьем, за два года приняли участие более 2 тыс. врачей и более 6 тыс. пациентов.

По результатам эксперимента британский Минздрав принял решение о запуске новых телемедицинских программ, которыми смогут воспользоваться более 3 млн подданных Королевства. Новые сервисы разрабатываются Минздравом в сотрудничестве с Национальной службой здравоохранения, медицинской промышленностью, а также профессиональными ассоциациями и общественными организациями.

Еще в 2003 году российское ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) подписало соглашение с китайским национальным оператором ChinaSatCom о развертывании в Поднебесной спутниковых сетей для оказания телемедицинских услуг. Можно надеяться, что ГПКС, имея такой опыт постройки сетей в КНР, осуществит аналогичный проект и в нашей стране. Что касается организационной составляющей удаленной врачебной помощи, то здесь Россия может опираться на достижения в этой сфере других государств. Учитывая ведущуюся работу по правовому регулированию новой отрасли, велика вероятность, что к концу этого года телемедицина появится в списке доступных услуг.

_____________

[1] Опросы проведены American Hospital Association, Kaiser Permanente и iSALUS.
[2] Фюльке (норв. fylke) – единица административного деления Норвегии, губерния (округ).

Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов