Регулирование / Статьи
за рубежом
13.6.2017

Учить всегда, учить везде

Мировые тенденции в развитии онлайн-образования

Повсеместное развитие интернета добралось и до такой консервативной сферы, как образование. Очевидный плюс доступа жителей самых отдаленных уголков Земли к лекциям ведущих преподавателей и ученых нивелировался нежеланием университетов вкладывать средства в оцифровку учебной программы и самих занятий. Кроме того, прибыль от онлайн-услуг значительно ниже, чем от очного образования.

Очевидные преимущества MOOC
В 2001 году Массачусетский технологический институт первым в мире начал выкладывать в интернет свои курсы. Явление не сразу стало массовым, а настоящую популярность онлайн-образование стало приобретать после 2011 года, когда Стэнфордский университет анонсировал лекции по искусственному интеллекту, на которые записались рекордные 160 тыс. слушателей.
Термин MOOC (Massive open online courses / Массовые открытый онлайн-курсы) появился в 2008 году. Такая форма отличается от стандартных программ адаптацией к особенностям дистанционного обучения и позволяют на расстоянии поддерживать связи в сообществах студентов и преподавателей, сдавать испытания онлайн.
MOOC получили широкое распространение благодаря своим очевидным плюсам:
• Непрерывное обучение. В условиях стремительно меняющегося рынка труда онлайн-курсы позволяют постоянно повышать квалификацию в требуемой области знания наиболее оптимальным способом.
• Время. MOOC, как правило, рассчитаны на короткий срок обучения. Возможность за непродолжительное время овладеть новыми, более актуальными, чем в традиционных программах, знаниями.
• Обучение у лучших профессоров, находясь в любой точке мира.
• Стоимость в несколько раз ниже офлайн-образования.
• Более качественный мониторинг результатов обучения. Высокий процент применения полученных навыков на практике.
Конечно, такое образование не лишено и родовых минусов интернет-сервисов. Сертификаты MOOC не пользуются таким же доверием, как дипломы традиционных учебных заведений.
Все платформы онлайн-образования можно условно разделить по двум критериям: периодичность занятий (в строго определенное время или свободное расписание) и происхождение материалов (агрегация готовых курсов или производство собственных). При этом по второму критерию на рынке наметилась тенденция к повышению востребованности оригинальных производителей в противовес агрегаторам.
Согласно данным Class Central, по итогам 2016 года общее число слушателей курсов MOOC в мире достигло 58 млн (годовой прирост на 23 млн), в различных проектах участвовали более 700 университетов, а общее число предлагаемых курсов достигло 6 850 (прирост к 2015 году – 800 курсов).
Крупнейшими MOOC-сервисами по итогам последних пяти лет стали Coursera (23 млн записей на курсы), edX (10 млн), китайский XuetangX – единственный неанглоязычный сервис из первой пятерки, является совместным проектом университета Tsinghua и министерства образования Китая (6 млн), FutureLearn (5,3 млн) и Udacity (4 млн).

Как на этом зарабатывают
Большая часть выручки достается владельцам MOOC-сервисов и лишь незначительная доля перечисляется вузам. В России изначально доминирующее положение заняла платная модель доступа к курсам.

Основные типы монетизации MOOC-платформ:
• свободное прохождение курсов при платной сдаче испытаний и сертификате (Coursera);
• продажа отдельной лекции (Besmart);
• продажа курса целиком (Udemy, Uniweb);
• продажа серии курсов (Eduson, Uniweb);
• продажа срочной подписки («Нетология»).
Чаще всего сервисы используют гибридную модель, включая также доходы от рекламодателей и дополнительных услуг вроде проверки домашнего задания и консультации.

Удобное изобилие
Одним из ключевых изменений в онлайн-обучении стало увеличение числа курсов. Если ранее по определенной тематике они появлялись один-два раза в год и продолжались в течение длительного времени, то теперь программы стали короче и предлагаются регулярно. Благодаря нововведению пользователи могут учиться в удобное для себя время. Для удержания внимания слушателей используются все более короткие ролики, а также игровые моменты, эксперименты с внедрением AR (Augmented reality/дополненная реальность) и других новых технологий.
Еще одна тенденция – развитие региональных компаний, предлагающих онлайн-курсы. По данным EdSurge, около 25% новых слушателей привлекают платформы, предоставляющие курсы на других языках, кроме английского. Наиболее крупные из них – китайская XuetangX и Miríada X (кооперация проекта Telefónica Educación Digital и банка Banco Santander для Испании и стран Латинской Америки). К отметке в миллион слушателей подбираются также французский Université Numérique (Франция) и арабоязычный Edraak (Ближний Восток и Северная Африка). Кроме этого, в прошлом году начали свою работу такие перспективные проекты, как SWAYAM (официальная MOOC-платформа Индии, предлагающая курсы на хинди) и EduOpen (сервис, финансируемый правительством Италии).
В 2016 году Coursera запустила пилотный формат, в котором все учебные материалы, включая видеоролики, стали доступны только за деньги. С тех пор платформа добавила еще несколько подобных курсов. Тем не менее этот шаг не оригинален: EdX проводит платные курсы профессионального образования с 2014 года. FutureLearn также объявил о своем намерении открыть платные занятия в рамках шести курсов последипломного образования в Университете Дикина (Австралия).
Также MOOC начали осваивать сектор B2B. Coursera объявила о запуске проекта «Coursera для бизнеса». Udacity, которая напрямую работает со многими технологическими компаниями, тоже выпустила продукт, ориентированный на корпоративное обучение. FutureLearn предлагает корпоративное обучение для учреждений здравоохранения и образования.
В качестве одного из трендов на 2017 год называют увеличение популярности новых форматов свидетельств об образовании: вместо традиционных дипломов – электронные значки, подтверждающие достижения, а также различные сертификаты, подчеркивающие овладение определенными навыками.
Для оценки успеваемости учащихся будет шире использоваться анализ больших данных. Изучение информации в реальном времени позволит адаптировать программы под нужды пользователей и в случае необходимости оказывать им поддержку.
Еще одна тенденция – более широкое внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в процесс обучения. В онлайн-курсе Технологического университета Джорджии по ИИ лектор использовал виртуального ассистента, общавшегося со студентами. Многие из слушателей, по словам профессора, даже не подозревали, что беседуют с компьютером.
Аналитики расходятся во мнениях относительно коммерциализации сегмента онлайн-образования: одни отмечают увеличение доли платных услуг у лидеров рынка, другие полагают, что некоммерческие организации будут предлагать больше курсов. Существуя за счет многомиллионных пожертвований благотворительных организаций, они имеют возможность развиваться как открытые платформы.
Большей популярностью начинают пользоваться специализированные и необычные для онлайн-образования дисциплины – например, медицина и курсы, позволяющие получить степень бакалавра.

Для оценки успеваемости учащихся будет шире использоваться анализ больших данных. Изучение информации в реальном времени позволит адаптировать программы под нужды пользователей

Лидеры онлайн-образования
Что касается тематического распределения, здесь лидерами остаются бизнес и технологии, на долю которых приходится примерно 40% всех новых курсов. Общественные и гуманитарные науки составляют 1/5 часть, примерно столько же занимают естественные и технические дисциплины.
В тройку платформ по общему числу курсов входят Coursera (1 700 вариантов), edX (1 300) и FutureLearn (480). Среди неамериканских ресурсов лидируют Miríada X, предлагающая 350 курсов на испанском языке, и XuetangX, у которого более 300 учебных программ на китайском.
В настоящее время онлайн-курсы предлагают более 700 высших учебных заведений по всему миру. Лидерами по количеству программ являются американские университеты – Стэнфордский, Массачусетский технологический, Пенсильванский и Гарвардский, у каждого из них более 100 курсов. Также в двадцатку попали китайский, французский, итальянский, индийский университеты и российская Высшая школа экономики.

Американские вузы выкладывают свои курсы на Coursera, edX, Udacity или собственных платформах. Программы Пекинского университета и французской Политехнической школы Лозанны также можно найти на Coursera и edX, ВШЭ пользуется услугами Coursera, а итальянский и индийский университеты используют местные MOOC-сервисы.

Все платформы онлайн-образования можно условно разделить по двум критериям: периодичность занятий (в строго определенное время или свободное расписание) и происхождение материалов (агрегация готовых курсов или производство собственных)

Популярные в России
Настоящий бум MOOC-сервисов в России начался сравнительно недавно – в 2013 году. Но уже через год экспертная оценка рынка приблизилась к 400 млн руб., а число слушателей онлайн-курсов в стране достигло 7,2 млн человек.
Перечислим наиболее популярные у наших сограждан платформы открытого образования.
Национальный открытый университет «Интуит». Интернет-вуз, предлагающий полноценное высшее образование, профессиональную переподготовку. Кроме платного обучения, ресурс представляет более 650 открытых курсов по различным областям науки, после прохождения которых можно получить бесплатный сертификат.
«Универсариум». Портал выкладывает бесплатные курсы российских преподавателей и научных учреждений. Важно, что все программы соответствуют образовательным стандартам, принятым в России.
«Лекториум». Широкий спектр лекций на русском языке. Портал также выкладывает материалы научных конференций.
«Школа Яндекса». Специализируется на подготовке IT-специалистов.
«Курсера» (Coursera). Самый популярный англоязычный проект, имеющий и русский сегмент. Лекции ведут преподаватели ведущих университетов мира. Слушатели активно коммуницируют между собой, сдают экзамены онлайн и имеют возможность получить платный сертификат.

Крупнейшими MOOC-сервисами по итогам последних пяти лет стали Coursera (23 млн записей на курсы), edX (10 млн), китайский XuetangX (6 млн), FutureLearn (5,3 млн) и Udacity (4 млн)

Наверстать упущенное
На Италии в 2016 году журналисты и работники образования начали бить тревогу – страна все больше отстает в применении новых методик обучения, в частности, в развитии MOOC. Активисты обвиняют министерство образования в бездействии, несмотря на то что большая часть университетов Италии уже имеет центры онлайн-обучения, и призывает правительство узаконить передовые практики.
Несмотря на бюрократические сложности, в прошлом году по инициативе Томмазо Минервы (Tommaso Minerva) из университета Модены и Реджо-Эмилии был создан проект EduOpen, объединивший 15 итальянских вузов. Консорциум получил поддержку правительства и был запущен в сотрудничестве с китайскими компаниями.
В настоящее время проект EduOpen насчитывает около 70 курсов по различным областям науки от математики до медицины и гуманитарных дисциплин.

Особенности регулирования
В США большинство популярных образовательных MOOC-платформ было создано вузами: проекты Coursera и Udacity разработаны в Стэнфордском университете, а edX – совместными усилиями Гарварда и Массачусетского технологического института.
Изначально онлайн-обучение представляло собой стандартные курсы, выложенные на сайт или YouTube. Со временем ведущие вузы стали применять модель, сходную с Coursera, когда строится максимально удобный для удаленного обучения формат.
Весьма сложным в американских реалиях представляется вопрос регулирования онлайн-обучения. Учитывая растущую популярность, оно все чаще становится объектом внимания Министерства образования, властей штатов и аккредитующих органов. На федеральном уровне MOOC практически не регулируются, поскольку их пользователи не могут получать гранты на обучение или кредиты.
Тем не менее в образовательной системе США многие аспекты регулирования учебных организаций по большей части предоставляются отдельным штатам, которые несут ответственность за защиту студентов как потребителей. Подходы штатов различаются: большая часть из них не видит необходимости надзора в сфере онлайн-образования, но некоторые субъекты требуют от поставщиков услуг получать специальные лицензии. Первым прецедентом стала попытка запрета Coursera на территории Миннесоты: по законам штата, регулированию подлежат даже учебные организации, не дающие ученых степеней.
Другим примером попытки приблизить онлайн-образование к классическому стала инициатива калифорнийских законодателей, предлагающих заменить ряд вводных курсов в традиционных университетских программах на MOOC. Нововведение должно коснуться трех систем высшего образования штата с общим числом в миллион студентов. Сторонники плана полагают, что он поможет разгрузить переполненные университетские аудитории, противники же не верят в эффективность удаленного обучения. К тому же многие преподаватели могут потерять работу.
Регулирование со стороны аккредитующих органов распространяется на онлайн-программы университетов независимо от выбранной платформы, поскольку контролю подлежит любая деятельность образовательного учреждения.
Кроме того, MOOC сталкиваются и с общими для всего дистанционного образования правовыми вопросами. Среди них: соблюдение авторских прав, обеспечение сохранности персональных данных, доступность для людей с ограниченными возможностями.
Несоответствие MOOC-контента требованиям закона о защите прав граждан с ограниченными возможностями стало причиной претензий со стороны министерства юстиции США к Калифорнийскому университету в Беркли. Речь идет об онлайн-курсах и YouTube-канале университета, на которых размещаются бесплатные общедоступные материалы. Согласно заключению министерства, в контенте есть следующие нарушения: во многих видео отсутствуют субтитры или альтернативный способ доступа к визуальной информации; часть документов недоступна людям с нарушениями зрения по причине неправильного форматирования. Представители университета заявили, что, вероятно, предпочтут удалить весь бесплатный контент вместо того, чтобы редактировать его в соответствии с требованиями Минюста.

***

За недолгое время существования онлайн-курсы доказали свою востребованность и жизнеспособность. Все большее число людей во всем мире готовы не только расширять кругозор, но и получать прикладные, нужные конкретно им, навыки. С появлением MOOC-сервисов появилась возможность получать образование практически по любому направлению, находясь даже в самых отдаленных уголках мира.
В то же время перед отраслью стоит проблема признания онлайн-образования наряду с традиционным. С решением этого вопроса востребованность интернет-курсов сильно возрастет. Для дальнейшего развития MOOC-сервисам также необходимо совершенствовать систему аттестации слушателей и внедрять перспективные технологии.

Изображение: lori.ru

Еще по теме

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий

Что нужно знать юристу, решившему работать в ИТ-компании