Как меняется общественный транспорт под влиянием IT?
В ближайшие пять лет мы увидим беспилотные трамваи и поезда метро
Интеллектуальные транспортные системы, телематика, бесконтактные способы оплаты, услуга доступа в интернет уже изменили сферу пассажирских перевозок в России. Но трансформация продолжается. Какие еще технологии будут внедряться на транспорте, разбирался RSpectr.
Пионеры среди беспилотников
В Москве протестируют отечественный умный трамвай. Сейчас транспортное средство проходит испытания на площадке депо им. Н.Э. Баумана. В ближайшие месяц-два «Мосгортранс» планирует проверить трамвай в условиях городского трафика – на столичном маршруте № 17 (Останкино – Медведково). На первом этапе трамвай испытают без пассажиров, а в кабине будет находиться водитель. Ожидается, что коммерческая эксплуатация может начаться в 2021 году.
Трамвай создан на базе модели «Витязь-М» от «ПК Транспортные системы». Компания Cognitive Technologies обеспечила для умного вагона интеллектуальную систему управления, включающую до 20 видеокамер и до 10 радаров.
Руководитель департамента разработки беспилотных транспортных средств Cognitive Technologies Юрий Минкин рассказал RSpectr, что
главная миссия беспилотного транспорта – повышение безопасности на дорогах
В ближайшее время будет происходить плавная доработка и совершенствование тех решений, которые уже есть сейчас, полагает эксперт.
По его словам, во всех технологиях, связанных с транспортом, главная часть – это тестирование. У ряда автопроизводителей уже есть очень продвинутые беспилотные модели, которые испытываются на полигонах, но потребители увидят их примерно через три-пять, а какие-то и через десять лет. «Чем больше автоматика вмешивается в движение автомобиля, тем дольше это необходимо тестировать. Мы должны быть уверены, что в подавляющем большинстве условий она будет работать адекватно. Как только средний беспилотник по показателю аварийности будет лучше, чем средний человек, мы сможем без опаски замещать людей», – рассказал Ю. Минкин.
Очень важное преимущество автоматизированных транспортных средств (ТС) заключается в том, что допущенные ошибки учитываются сразу для всех автомобилей, тогда как человек учится только на собственных просчетах.
Рельсовый пассажирский транспорт станет пионером при внедрении беспилотных систем в отрасли, отметил Ю. Минкин. Задача автоматизации поездов метро и трамваев упрощается тем, что они курсируют по заданным маршрутам, а также в них достаточно места для размещения оборудования.
Кроме того, установка систем окупается, потому что устройства для предотвращения инцидентов обойдутся дешевле, чем ремонт после аварий.
Более того, каждое ДТП сбивает график движения, что тоже стоит денег и понижает качество сервиса.
Тем не менее высокая стоимость процесса разработки, тестирования, а также самого оборудования – это барьер на пути внедрения беспилотного транспорта.
Есть и юридические препятствия. Например, не решен вопрос ответственности в случае ДТП
Ю. Минкин полагает, что она должна ложиться либо на производителей оборудования, либо на страховщиков.
Удобное планирование маршрутов
Уже сейчас на базе новых технологий появляются различные сервисы, которые делают жизнь пользователей гораздо удобнее, говорит заведующая научно-исследовательским сектором организационно-методического обеспечения транспортного планирования ОАО «НИИАТ» Татьяна Михеева.
Например, пассажир может в режиме реального времени отследить местоположение своего автобуса или запланировать поездку от точки до точки (в том числе с учетом «последней мили»). Некоторые приложения помогают выбрать оптимальные по времени и стоимости маршруты, включая в расчеты использование каршеринга, карпулинга и байкшеринга*. Это позволяет разгружать городскую транспортную систему, делая ее удобнее и комфортнее для всех пассажиров.
Дальнейшее улучшение работы таких планировщиков, формирование альтернативных видов маршрутов, снижение времени поездки по сравнению с личным авто, а также внедрение новых удобных сервисов (единая система оплаты, Wi-Fi и т. д.) будут способствовать повышению привлекательности общественного транспорта.
«Сегодня, не выходя из дома, мы можем заглянуть в смартфон и увидеть, где находится нужный нам троллейбус или такси. Нам не надо выходить на улицу и мокнуть под дождем или замерзать от холода в ожидания своего транспорта. Десять лет назад мы не могли себе даже представить такого», – отмечает специалист по развитию бизнеса компании HERE Technologies Александр Исаев. В будущем же датчики, установленные на транспорт и подключенные к системе ГЛОНАСС, смогут передавать по каналу 5G информацию о точном местоположении автобуса или троллейбуса еще быстрее.
У транспортной телематики большой потенциал – она позволит контролировать и регулировать не только местоположение автомобилей, но и оценивать поведение водителей за рулем
Это непосредственно отразится на безопасности всех участников дорожного движения, сообщил исполнительный директор компании «Лаборатория Умного Вождения» Михаил Анохин.
Интеллектуальные системы – это выгодно
Во многих городах мира (в том числе и российских – Москве, Казани, Красноярске и др.) активно используются интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Они позволяют определить характер взаимодействия различных видов транспорта (индивидуального и общественного), выявить уровень спроса и существующие проблемные участки и спрогнозировать изменения, не неся лишних издержек.
С помощью данных, поступающих от датчиков и камер, установленных на ТС и объектах инфраструктуры, специалисты выявляют наиболее загруженные и опасные участки и информируют водителей о дорожной ситуации
«Стоит также принять во внимание и автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД), которые в отдельных случаях позволяют обеспечить приоритет общественного транспорта, повышая его привлекательность для пассажиров», – отмечает Т. Михеева.
Использование различных технологий в сфере ИТС выгодно городам, поскольку позволяет справляться с заторами, ликвидировать места концентрации ДТП, лучше прогнозировать спрос на те или иные маршруты в разное время суток и принимать соответствующие управленческие решения.
В будущем необходимо открывать местные Центры организации дорожного движения (ЦОДД). Они позволят более оперативно реагировать на ситуации и станут неотъемлемой частью систем «Умный город», которые сейчас собираются внедрять повсеместно, подчеркивает Т. Михеева.
По словам эксперта, проблемные вопросы связаны с низкой мотивацией перевозчиков обновлять подвижной состав и использовать новые технологии – в нынешней системе им это невыгодно и неинтересно. Опыт Москвы здесь, конечно, очень вдохновляет, но для всей России он пока не релевантен.
Развитие ИТС и региона необходимо совместить
В Москве победителем тендера на обеспечение работы ИТС стало ООО «Швабе-Москва». Контракт на пять лет превышает 17 млрд рублей. В систему входят десять составляющих, которые позволяют управлять городским движением, осуществлять приоритет общественного транспорта, контролировать соблюдение правил дорожного движения и т. д. Это полностью российские разработки.
Невозможно создать универсальную ИТС, которая подойдет для всех регионов РФ. Где-то нужно больше компонентов, где-то меньше, высказал свое мнение на отраслевой конференции заместитель директора по развитию и эксплуатации ИТС «Швабе-Москва» Иван Морданов. При этом в ряде регионов уже введены в эксплуатацию отдельные элементы системы.
По словам эксперта,
перед внедрением ИТС необходимо провести глубокий анализ дееспособности существующих решений, а потом уже формировать стратегию
«ИТС должна коррелироваться с планом развития региона – указывать, например, где необходимо перераспределить транспортные потоки, а где построить дороги, развязки и т. д. Тогда система сможет принести максимальный эффект», – заявил И. Морданов.
Профессор МАДИ, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов отмечает, что в нашей стране довольно слабо реализованы технологии, предоставляющие приоритет общественному транспорту в глобальной системе управления дорожным движением. В частности, в составе ИТС давно назрела потребность в корректировке работы светофоров.
Удобная оплата стимулирует пользоваться общественным транспортом
Внедрение более удобных и современных безналичных форм оплаты проезда может увеличить пользование общественным транспортом в крупных российских городах. Такие выводы содержатся в исследовании, которое компания Visa провела среди пользующихся общественным и личным транспортом в городах-миллионниках России**.
Согласно полученным результатам, половина населения этих городов (50%) регулярно пользуется муниципальным транспортом,
35% опрошенных готовы совершать больше поездок, если оплачивать проезд станет проще
При выборе вида транспорта для 74% участников исследования важное значение имеет простота и скорость оплаты проезда. При этом, если говорить об общественном транспорте, каждый пятый (19%) недоволен тем, что к оплате принимаются только наличные. Более половины респондентов (62%) готовы расплачиваться за проезд бесконтактной банковской картой, а смартфоном – 37 процентов. Еще 28% готовы использовать для этой цели специальное мобильное приложение.
«Переход на современные способы оплаты проезда – не просто дань моде, а неизбежность, с которой нужно считаться по мере того, как безналичные платежи все больше вытесняют наличные из повседневных расчетов людей. Сегодня многие города задумываются над созданием комфортной городской среды, и внедрение бесконтактной оплаты на транспорте является одним из катализаторов таких позитивных изменений, которые повышают качество жизни миллионов людей и помогают сделать передвижение по городу более комфортным», – прокомментировала генеральный директор Visa в России Екатерина Петелина.
Директор по решениям в области общественного транспорта компании «А+С Транспроект» Владимир Валдин отмечает, что новые способы оплаты создаются на основе различных электронных кошельков. Если их правильно применять, например, внедрить гибкую систему тарифов, то это будет стимулировать людей пользоваться общественным транспортом.
Кроме того, информация о транзакциях при электронных способах оплаты позволяет накапливать данные о фактическом транспортном поведении людей, и они, точно так же, как данные с устройств мониторинга, могут использоваться для корректировки и развития маршрутных систем.
Справка
Решения для особенных пассажиров
Компания «СТП-Инжиниринг» разработала систему информирования «Говорящий город» для инвалидов по зрению и представителей маломобильных групп населения. Пользователь оснащается носимым устройством, а на транспортных средствах и стационарных объектах устанавливается инфраструктурное оборудование.
Самой сложной задачей для инвалидов по зрению является идентификация транспорта, прибывшего на остановку. Для решения этой проблемы было разработано устройство, с помощью которого человек через встроенный динамик или наушники получает по радиоканалу информацию от оборудования, установленного на ТС и находящемся в зоне действия. Это сообщения типа: «Двери закрыты», «Посадка разрешена» и другие.
Оборудование также информирует водителя о наличии пассажира с ограниченными возможностями.
Где внедрена система:
• Города Краснодарского края. Система установлена на 2 тыс. единиц наземного транспорта (почти всех троллейбусах и трамваях, примерно 400 автобусах). Использовалась в автобусах, которые работали в Сочи по время Олимпиады.
• Санкт-Петербург. Оборудованием оснащено 95% трамваев и троллейбусов, 593 автобуса, а также входы и кабины контролеров верхних вестибюлей всех станций метрополитена.
• Ростов-на-Дону. Оснащены 139 автобусов.
• Улан-Удэ. Оснащены 18 автобусов.
* Каршеринг – краткосрочная аренда автомобиля с поминутной тарификацией. Карпулинг – совместное использование частного автомобиля с помощью онлайн-сервисов поиска попутчиков. Байкшеринг – система проката, позволяющая арендовать велосипед на одной из автоматизированных станций, совершить поездку и вернуть его в любой пункт проката в городе.
* * Исследование проводилось компанией Ipsos Comcon в октябре 2018 года в 15 российских городах-миллионниках, пяти городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек и двух городах с населением от 250 тыс. от 500 тыс. человек. Всего было опрошено 2 290 пользующихся общественным и/или личным транспортом в возрасте от 16 до 65 лет.
Изображение: RSpectr, Cognitive Technologies