Регулирование / Статьи
технологии
21.3.2019

Когда криптовалюта выйдет из серой зоны?

Госдума перенесла рассмотрение во втором чтении законопроекта о регулировании цифровых финансовых активов

В российском правовом поле до сих пор нет не только четкого механизма оборота виртуальных денег, но и соответствующей терминологии. Эксперты отмечают, что отсутствие в законодательстве понятия «криптовалюта» приведет к невозможности дальнейшего развития индустрии цифровых финансов в нашей стране. Регулирование в этой сфере необходимо для защиты пользователей от мошенничества.


В АПРЕЛЕ СЛЕДУЮЩАЯ ПОПЫТКА

На рассмотрении Госдумы уже год находится проект закона «О цифровых финансовых активах». Авторами документа, который прошел первое чтение еще 22 мая 2018 года, выступили председатель комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков, депутаты Игорь Дивинский и Олег Николаев, а также член Совета Федерации Николай Журавлев.

В первоначальной редакции инициатива вводила определение цифровых финансовых активов (ЦФА), к которым относятся криптовалюта и токен. Однако на этапе подготовки ко второму чтению эти понятия были исключены из документа

В новой редакции законопроекта, размещенной в электронной базе документов Госдумы, дается определение для ЦФА:

Цифровые финансовые активы – это цифровые права, включающие обязательственные и иные права, в том числе денежные требования, а также возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам и прав требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске ЦФА.
Выпуск, учет, а также обращение и все операции с ЦФА можно будет производить только через специально созданную информационную систему.

20 марта Госдума должна была рассматривать законопроект во втором чтении с новым названием – «О цифровых финансовых активах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Накануне совет нижней палаты утвердил повестку дня, в которой значился этот вопрос. Однако во время утреннего голосования по повестке пленарного заседания А. Аксаков предложил перенести его на апрель. Депутаты поддержали просьбу председателя профильного комитета. При этом А. Аксаков не пояснил мотивов переноса законопроекта.

Что касается регулирования криптовалюты, то, как ранее сообщил А. Аксаков, соответствующий законопроект все же будет предложен – в рамках взаимодействия с комиссией Financial Action Task Force (FATF), которая сейчас работает в России. Депутат добавил, что пока еще точно не ясно, какое именно будет регулирование:
«Есть опасения, что электронные деньги могут размыть нашу денежную систему, создать массу проблем, и, как мы видим, ситуация на рынке криптовалют разворачивается сейчас не в пользу таких валют, хайп проходит, и жизнь показывает, что здесь надо действовать аккуратно. Мы будем продолжать дискутировать».


ЦИФРОВЫЕ ПРАВА УЗАКОНИЛИ

Есть еще одна инициатива, которая в первоначальной версии вводила понятие «цифровые деньги» (криптовалюта) и закрепляла, что законным средством платежа они не являются. Речь идет о поправках в Гражданский кодекс РФ, которые были внесены председателем Госдумы Вячеславом Володиным и рядом других парламентариев.

Но, как пояснил глава комитета ГД по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников, при обсуждении данного документа было принято решение отказаться от норм, связанных с криптовалютой:

«Когда мы год назад вносили законопроект – эта история была достаточно перегретая. Пока этих норм в Гражданском кодексе не будет, но совершенно очевидно, что криптовалюта может быть объектом в каких-то конкретных случаях»

12 марта закон был принят в третьем чтении, 13-го одобрен Советом Федерации, а 18 марта его подписал президент.

Документ вводит в ГК РФ новую статью 141.1 ГК, которая закрепляет понятие «цифровые права»

Под таковыми предлагается понимать «обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам». Они отнесены к имущественным правам.

Закон определяет, что письменная форма сделки считается соблюденной также в случае ее совершения с помощью электронных либо иных технических средств, позволяющих воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде ее содержание. При этом требование о наличии подписи считается выполненным, если использован любой способ, позволяющий достоверно определить гражданина.

Установлено также, что договор в письменной форме (в том числе страхования) может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными.

Согласно изменениям и дополнениям в ГК РФ, договор розничной купли-продажи будет считаться заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю в том числе и электронного документа, подтверждающего оплату.

Законопроектом также совершенствуются правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров. В частности, предлагается приравнять к простой письменной форме сделки выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств.

«К примеру, на странице в сети Интернет, в приложении на смартфоне описаны условия для клавиши “ок”, из которых следует, что такого нажатия достаточно для полноценного волеизъявления. В результате принятия этих поправок будут считаться заключенными и действительными все сделки, совершаемые дистанционно, в том числе путем заполнения электронной формы или путем отправки SMS. Получат признание также электронные доверенности и заполненные в электронном виде бюллетени для голосования», – объясняет П. Крашенинников.

Кроме того, проектом закона вносится определенность в сферу использования «самоисполняемых» сделок, так называемых смарт-контрактов. Такие сделки могут совершаться автоматически с помощью информационной системы.

«Смарт-контракт не является отдельной сделкой, это всего лишь условие об автоматическом исполнении любого гражданско-правового договора. В настоящее время подобные условия распространены в банковской сфере (например, клиент может поручить банку списание коммунальной платы в режиме “автоплатеж”)», – уточняет П. Крашенинников.

Закон вступит в силу 1 октября 2019 года.


ПОПРАВКИ НОСЯТ НЕЙТРАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

По оценкам Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ), за время, прошедшее с момента поручения президента РФ по итогам совещания по вопросу использования цифровых технологий в финансовой сфере (состоялось 10 октября 2017 года), отечественная экономика из-за отсутствия регулирования криптовалютного рынка потеряла порядка 2 млрд долларов. Только из-за оттока средств российских майнеров за рубеж, в том числе по платежам иностранным посредникам (по комиссиям), бюджет РФ теряет валютных поступлений более 300 млн долларов в год.

В пресс-службе РАКИБ рассказали RSpectr, что в целом принятые поправки в ГК РФ можно оценить как нейтральные для криптоиндустрии

К положительным моментам закона можно отнести:

  • введение в ГК понятия цифровых прав и их закрепление как имущественных прав, что позволит создать единообразный оборот токенов в российском правовом поле;
  • фиксацию нового способа совершения сделок в письменной форме (обмен данными с использованием электронных или иных технических средств), что позволит совершать сделки с использованием технологии блокчейн;
  • введение возможности исполнения обязательств сторонами путем применения информационных технологий при наступлении определенных обстоятельств без отдельно выраженного дополнительного волеизъявления.

Комментарий РАКИБ:
– Вызывает сожаление, что из законопроекта были исключены цифровые деньги (криптовалюта). Отсутствие данного понятия в законодательстве приведет к невозможности дальнейшего развития российской криптоиндустрии. Равно как и к невозможности полноценной реализации заложенного в ГК инструмента смарт-контрактов. Кроме того, неоднозначность в норме, описывающей смарт-контракт (не просто исполнение, а исполнение сторонами), может привести к тому, что правоприменительная практика пойдет по пути, который может полностью нивелировать возможность использование такого инструмента, как смарт-контракт.


ВЕРОЯТНОСТЬ ИЗОЛЯЦИИ

В ассоциации добавили, что без закрепления в ГК понятия «криптовалюта» операции с цифровыми деньгами и сделки с использованием децентрализованных реестров по-прежнему будут находиться в серой зоне.

Это приведет к изоляции российских проектов и невозможности привлечения иностранных инвестиций для их реализации, прогнозируют в РАКИБ. Вследствие чего принятие закона в редакции, подготовленной ко второму чтению, не отвечает ни интересам рынка, ни интересам страны.

Что предлагает РАКИБ:

Закон «О цифровых финансовых активах» не должен ограничивать возможность:

  • выпуска токенов, удостоверяющих права требования, вытекающие из любых гражданско-правовых сделок, за исключением тех, удостоверение прав по которым урегулировано специальным образом (например, сделки с недвижимостью);
  • легального оборота криптовалюты;
  • совершения сделок с криптовалютой и токенами в «публичном» блокчейне;
  • совершения сделок напрямую между владельцами токенов и криптовалюты (а не только через специализированного оператора).

Закон должен предусматривать:

  • специальный механизм идентификации владельцев цифровых активов, тем самым, в том числе, легализовав оборот существующих криптовалют;
  • возможность удаленной идентификации участников деятельности, а также специальный порядок совершения сделок в электронной форме (удаленно).



ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ

В 2018 году группа экспертов разработала свой вариант закона «О цифровых финансовых активах», рассказала RSpectr член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Госдумы, директор Центра исследований и экспертиз департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при правительстве РФ Венера Шайдуллина.

Комментарий Венеры Шайдуллиной:
– Нами предлагалось разделить их на три группы: цифровые ценные бумаги, криптовалюта, цифровые знаки. Я до сих пор считаю, что наш вариант был наиболее оптимальным, сочетал в себе интересы государства и бизнеса. Однако, как показала практика, с экспертами мало считаются. Те предложения, которые мы выносили, учтены, к сожалению, не были.

По словам В. Шайдуллиной, регулирование слабо сочетается с понятием «децентрализация», поэтому вмешательство государства в эту сферу должно быть минимальным, тем более что она носит международный характер.

В частности, по мнению эксперта, необходимо предусмотреть механизмы, которые бы помогли защитить потенциального пользователя от мошенничества и других несанкционированных действий злоумышленников. Но не более того.

Комментарий Венеры Шайдуллиной:
– Слишком активное вмешательство и попытка введения жесткого контроля не приведут к какому-то продуктивному результату. Пока актуальнее будет наблюдение и максимальная защита граждан от возможных корыстных манипуляций в данной сфере.

Криптовалюты становятся полноценным платежным средством, поэтому правовое регулирование, безусловно, необходимо, считает финансовый аналитик, старший партнер юридической компании Atrium Consult Group Сергей Веремеев.

По его словам, несмотря на то, что любой контроль в принципе противоречит главной идее блокчейна и криптовалют – децентрализации, без него не обойтись. Иначе, оставив без надзора транзакции, можно получить прекрасную площадку для отмывания денег и реализации преступных схем.

Комментарий Сергея Веремеева:
– Сейчас ситуация в России складывается не в пользу криптовалют. Скорее всего, данная сфера не приоритетна для страны и вопрос о ее регулировании несвоевременен. Сделать такой вывод позволяет резкое уменьшение интереса со стороны как государства, так и бизнес-сообщества, хотя еще недавно даже Сбербанк прорабатывал идею создания собственной криптовалюты.

Очевидно, что в ближайшей перспективе рынок криптовалют в нашей стране узаконен не будет, добавил эксперт. В будущем, по его словам, правительству необходимо отразить правовой статус не только криптовалют, но также и майнинга, и ICO (процедуры выпуска токенов – Initial Coin Offering).

При грамотном подходе к созданию правовой базы отечественные ICO смогут привлечь серьезные инвестиции из-за рубежа, что положительно отразится на экономике страны

Пока понятие «криптовалюта» не закреплено законодательно, все операции с ней будут находиться в теневом, неурегулированном секторе, а судебная практика по совершению сделок с цифровыми деньгами останется разрозненной и непоследовательной, отмечает член Ассоциации юристов России, преподаватель юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Роман Янковский.


ПОМОЖЕТ САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ

Рассматриваемые Госдумой в последнее время законопроекты в целом носят ограничительно-запретительный характер, отмечает вице-президент РАКИБ Валерий Петров.

Комментарий Валерия Петрова:
– На первом этапе это было бы оправданно – мы всего лишь потеряли бы инвестиции, которые могли бы прийти в нашу страну, но зато мы бы не допустили каких-то ошибок. Вторых «МММ» и так далее. С этой точки зрения действия законодателей понятны. Однако нам кажется, что негативным последствием может стать то, что пропадет инициатива участников рынка.

По его словам, без выстраивания системы доверия между государством и представителями бизнеса положительного эффекта не будет. 

Ответом на существующие проблемы и обоснованные опасения властей может стать механизм саморегулирования индустрии

Ассоциация уже зарегистрировала соответствующее юридическое лицо «СРО РАКИБ», которое будет сотрудничать с теми, кто работает с информацией и информационными технологиями, используя блокчейн, криптотехнологии и краудфандинг, а также с теми, кто занимается майнингом и криптоактивами.

Изображение: RSpectr, Freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Право для токена

Российский бизнес выступил против излишнего регулирования криптоиндустрии

Еще по теме

Как регулировать оборот персональной информации пользователей IoB

Какое регулирование ждет российский рынок дата-центров

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации