Регулирование / Статьи
за рубежом
29.3.2019

Чем опасны интернет-шатдауны?

Власти во всем мире все чаще ограничивают гражданам доступ в Сеть

Количество правительственных интернет-шатдаунов (Internet Government Shutdown, IGS), когда власти отключают доступ в Сеть для своих граждан, растет из года в год. Чаще всего необходимость блокировок объясняют заботой о безопасности граждан и государства, а также желанием остановить распространение слухов и нелегального контента. Эффективность отключений пока остается под вопросом, зато негативные последствия интернет-шатдаунов можно просчитать, уверены эксперты.


КАК ЖИТЬ БЕЗ ИНТЕРНЕТА?

Сбой в работе домашнего провайдера обычно вызывает у пользователя раздражение. Без фиксированного доступа к Сети не получится через онлайн-сервисы посмотреть кино и ТВ, послушать музыку или зайти в многопользовательскую игру. Но если работают сотовая связь и мобильный интернет, то возможность коммуникации остается, хотя доступ к привычным сервисам и ограничен.

Отсутствие выхода в Сеть на работе – это уже не просто неудобство. Даже если компания не сильно связана с цифровыми технологиями, то всегда есть сервисы, которые встроены в большинство ее бизнес-процессов. Без доступа к базам данных, находящимся в облаке, без возможности провести онлайн-платежи или написать клиентам по электронной почте работа в компании если не останавливается, то серьезно замедляется.

В масштабах государства отключение интернета может нанести гораздо более значимый урон. И он будет тем выше, чем глубже в экономику проникли цифровые технологии

Однако финансовыми потерями последствия интернет-отключений не ограничиваются. Шатдауны следует также рассматривать с позиций соблюдения законодательства и социального влияния.


КОЛИЧЕСТВО ОТКЛЮЧЕНИЙ РАСТЕТ

Точкой отсчета для масштабных отключений интернета властями можно считать 2009 год, когда власти Китая почти на год оставили без интернета провинцию Синьцзян. Следующей вехой стал 2011 год. Тогда во время гражданских волнений в Египте правительство заблокировало доступ в Сеть на несколько дней. Это был первый случай отключения от интернета целой страны. До этого власти различных государств стремились только контролировать интернет или ограничивали доступ для отдельных регионов или сервисов.

В 2016 году организация Access Now, которая занимается защитой цифровых свобод, зафиксировала 75 отключений интернета во всем мире. В 2017-м их число увеличилось до 108. В 2018 было зафиксировано уже 188 интернет-шатдаунов.

Правительственный интернет-шатдаун (Internet Government Shutdown) – это намеренный разрыв соединения с Сетью или иными электронными средствами коммуникаций, который делает их недоступными или фактически непригодными для использования конкретной группой населения или в конкретном месте. Обычно применяется для получения контроля над потоками информации. Разделяют полные и частичные (блокировка сервисов и приложений) отключения.

Access Now

Согласно статистике Access Now, IGS больше всего характерны для стран Азии. На втором месте – Африка. Несколько шатдаунов зафиксировано в странах Европы (к примеру, в Черногории в 2016-м и в Беларуси в 2017-м).

Лидером по отключениям является Индия. В период с 2012 года по настоящее время доступ к Сети был заблокирован 293 раза. Отключения происходят не по всей территории страны, а в отдельных регионах, обычно в период массовых беспорядков. За последнее время больше всего шатдаунов зафиксировано в северном штате Джамму и Кашмир, где сложилась тяжелая политическая ситуация из-за спорного статуса региона.

По оценке Access Now, самый длительный шатдаун последних лет произошел в англоговорящих регионах Камеруна, где доступ к интернету блокировался с перерывами с января 2017-го по март 2018-го (непрерывной блокировки – 230 дней).

Начало 2019 года ознаменовалось шатдаунами в Зимбабве, где правительство ограничило доступ к интернету из-за угрозы массовых беспорядков в связи с резким повышением цен на топливо. Проблемы с интернетом наблюдаются с января в Венесуэле, которая уже несколько месяцев переживает политический кризис. Сначала блокировку инициировали власти, сейчас доступ в Сеть бывает ограничен из-за отключений электричества.

Интернет-шатдауны в России

Россия попала в список государств, где происходили интернет-шатдауны, в 2018 году, когда в стране началась блокировка мессенджера Telegram. Access Now расценила этот случай как частичный интернет-шатдаун.

В прошлом году начались отключения мобильного интернета в Республике Ингушетия. Они совпадают по времени с акциями против соглашения о границе с Чечней. Последний случай «мобильного шатдауна» зафиксирован 16 марта 2019 года.


ФИНАНСОВЫЕ ПОТЕРИ

Международная Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) оценила последствия интернет-шатдауна в Египте в 90 млн долларов США. А уже в 2016 году Брукингский исследовательский институт посчитал потери всей мировой экономики из-за интернет-отключений. Сумма составила 2,4 млрд долларов США.

К 2019 году количество шатдаунов выросло в два с половиной раза. Если заняться грубыми подсчетами, то финансовые потери могли достичь 6 млрд (даже не учитывая повышение уровня внедрения цифровых услуг).

Брукингский исследовательский институт разработал методику расчета потерь экономики от отключения доступа в интернет

На ее основе организация NetBlocks запустила сервис, позволяющий рассчитать, во сколько обойдется интернет-шатдаун целой страны, региона или города. Можно оценить последствия блокировки отдельного мессенджера или соцсети. Для расчетов используются данные Всемирного банка, Евростата, Международного союза электросвязи.

К примеру, отключение Зимбабве от интернета на одни сутки будет стоить 5,7 млн долларов. Для США такой же шатдаун обернется потерями в 7,2 миллиарда. Россия лишится за сутки 20,3 млрд рублей (307,4 млн долларов). А если на 24 часа отключится, к примеру, YouTube, то наша экономика может потерять около 25 млн долларов.

Кроме прямых потерь есть и косвенные. IGS повышают риски для бизнеса в ряде сегментов рынка, что приводит к оттоку инвестиций в регион.


СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Последствия шатдаунов не ограничиваются финансовыми потерями. Цифровые услуги прочно вошли в жизнь людей, на них завязаны многие важные, не только коммуникационные сервисы. К тому же граждане воспринимают отключения как нарушение своих прав и свобод.

В докладе общественной организации The Internet Society говорится:

 «Это вызывает недовольство и чувство незащищенности, что может привести к негативным последствиям для стабильности страны».

Комментарий Михаила Климарева, директора Общества защиты интернета:

«При отключении сетевых сервисов убытки несут не только операторы связи, но в большей мере их абоненты. В настоящее время экономика очень сильно завязана на системы коммуникаций, и при отсутствии связи организации и предприятия не могут нормально функционировать. Даже при частичном отключении мобильного интернета перестают работать, например, мобильные терминалы оплаты, системы навигации и интернета вещей. Создаются опасные условия функционирования сложных систем жизнеобеспечения – вплоть до отказа объектов энергетики или ЖКХ.

Разумеется, все зависит от вовлеченности предприятий в конкретной локации в “цифровую экономику”, но даже кратковременные отключения приводят к замедлению развития и негативным последствиям. По оценкам ряда исследований (Deloite, Access Now, Internet without border, Исследовательский институт Брукингса и Общество защиты интернета), потери экономики даже от недолгих интернет-шатдаунов можно оценивать в процентах от ВВП. Полный простой интернета в России в течение суток оценивается в примерно 300 млн долларов. И это если не учитывать рисков возникновения техногенных аварий и катастроф».

В Зимбабве интернет-шатдаун привел к тому, что большая часть бедного населения осталась без электричества. Дело в том, что из-за долговременного финансового кризиса львиная доля бизнес-процессов в стране проходит без использования наличных денег. Кроме того, многие граждане не имеют средств на оплату электричества сразу за месяц, поэтому покупают услугу на несколько дней. А из-за отключения интернета онлайн-платежи они совершить не могли.

Комментарий Полины Колозариди, преподавателя НИУ ВШЭ, координатора Клуба любителей интернета и общества:

«Интернет – это не только инструмент для общения, но и часть повседневной инфраструктуры. Интернет вещей используется в частных домах, больницах, на предприятиях. И если все эти соединения будут зависеть от решений правительства по блокировкам, мы окажемся через несколько лет в очень сложной ситуации».


С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗАКОНА

В каждом государстве инфокоммуникационная отрасль регулируется по-разному. В ряде стран, где происходили интернет-шатдауны, местное законодательство не позволяет правительству совершать такие действия.

Комментарий Ивана Кузнецова, адвоката «Абсолют Лигал»:

«Требование правительства об отключении интернета 21 января Верховным судом Зимбабве признано незаконным, в связи с нарушением конституции страны и инициированием без согласования с президентом. Стоит отметить, что отключение интернета на проведение митингов не повлияло, на следующий день после отключения протест продолжился».

В Индии шатдауны были разрешены законодательно только в 2017 году. Документ получил название «Временное приостановление оказания телекоммуникационных услуг (в случае чрезвычайных ситуаций или для соблюдения общественной безопасности)». Согласно этим правилам, решение о блокировке интернета должно принять высшее должностное лицо, отвечающее за внутреннюю безопасность как на уровне страны, так и на уровне штата. Поводом для отключения могут быть непреодолимые обстоятельства. Однако любое распоряжение о блокировке должно иметь под собой определенные основания.

Комментарий Полины Колозариди:

«В Индии основная задача блокировок – остановить распространение информации, чтобы не допустить массовых и жестоких столкновений во время протестов. В индийских законах при этом удивительным для внешнего наблюдателя образом соседствуют свобода слова и возможность блокировать быстрое распространение информации в экстренных случаях. На деле это не так удивительно, так как законы об информации и инфраструктуре – разные, к тому же в Индии есть разнообразие норм у законов разных штатов».

В России возможность отключения интернета описывается в законе «О связи», в статье 64, пункт 3.

Комментарий Михаила Климарева:

«Технически это выглядит довольно просто – операторы связи, получившие соответствующие документы, просто выключают сервис в собственной сети полностью или для конкретных потребителей. Включение сервиса осуществляется в обратной последовательности. При этом для правоохранительных органов не требуется судебного постановления – достаточно только “мотивированного решения в письменной форме одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации”».


РЕАКЦИЯ ГРАЖДАН

24 марта стало известно о жителе Ингушетии Мураде Хазбиеве, который подал в суд иск к МВД и ФСБ. Он требует признать незаконными действия ведомств по приостановке услуг связи на территории республики 8 июня, c 4 по 17 октября, 27 ноября 2018 года и 16 марта 2019-го.

Это один из способов борьбы с интернет-шатдаунами. Но есть и технические.

Комментарий Полины Колозариди:

«Что делают люди, когда остаются без привычного интернета? Иногда, как житель Ингушетии Мурад Хазбиев, подают в суд. Энтузиасты и активисты, обладающие техническими навыками, могут воссоздать соединение, пользуясь альтернативными способами связи».

***

Эффективность IGS в качестве средства для защиты граждан и государства, соблюдения общественного порядка пока остается под вопросом, считают в The Internet Society.

Комментарий Полины Колозариди:

«Интернет – молодое явление, все ситуации новые, и как будут вести себя люди, оставшись на время митинга без Сети, – мы не знаем. Сейчас рановато говорить о закономерностях в чрезвычайных ситуациях».

При этом есть многочисленные доказательства негативных последствий таких отключений. Также шатдауны, как правило, привлекают внимание международного сообщества и являются причиной политического давления на страны, которые их практикуют. Кроме того, интернет-отключения идут вразрез с целями ООН в области устойчивого развития (ЦУР), одной из которых является обеспечение граждан доступом к Сети.

The Internet Society призывает правительства очень осторожно применять шатдауны, учитывать все возможные риски и всегда искать альтернативные способы повлиять на ситуацию.

Изображение: RSpectr, Freepik.com


ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Четыре уровня риска для интернет-пирата
Какое наказание можно получить за нелегальное скачивание контента в странах мира

Еще по теме

Какое регулирование ждет российский рынок дата-центров

Что нужно знать родителям о влиянии искусственного интеллекта на детей

Как повлияет система обязательного страхования от утечек на операторов ПД

Каким стал профиль современных киберугроз

Готовы ли госкорпорации тратить из бюджетов не менее 70% на ПО-вендоров

Зачем операторам связи упростят доступ в многоквартирные дома

Как бизнес будет работать с биометрической информацией в новых условиях

Как попасть и не выпасть из реестра провайдеров хостинга

Какие меры безопасности примут провайдеры для борьбы с нелегальными доменами

ФСТЭК, НКЦКИ и Минцифры обозначили приоритеты в защите КИИ, госинформсистем и персональных данных

Почему безопасность «с пеленок» станет неотъемлемой частью всех киберсистем

Власти и участники телеком-рынка оценили перспективы защищенности суверенной информационной инфраструктуры

Что сейчас обсуждают специалисты по защите персональных данных

Почему компаниям не надо быть святее Папы Римского при защите персональной информации

Чего ожидать от нейросетей и как избежать необратимых последствий