Большие данные с русским акцентом
Госкомпаниям и бизнесу нужны системы Big Data на собственной инфраструктуре
Платформы обработки неструктурированных данных дают возможность ускорить процесс цифровой трансформации. Однако российские разработчики и заказчики не могут найти друг друга. О проблемах взаимодействия участников рынка рассказал читателям RSpectr председатель совета директоров 3iTech АЛЕКСЕЙ ЛЮБИМОВ.
ИНФОРМАЦИЯ – ГЛАВНЫЙ РЕСУРС
В 2014 году Россия взяла курс на импортозамещение в стратегических отраслях, в том числе в IТ-сфере. Однако, как оказалось, в стране многие классы цифровых систем и решений неразвиты или совершенно отсутствуют. В случае с «железом» это воспринимается как само собой разумеющееся: два десятилетия отечественная электронная промышленность была вне сферы интересов государства и выживала как могла. Но и с ПО все не так хорошо, как могло бы быть в стране, гордящейся уровнем математического образования.
Например, у нас много говорят о том, что в наступившем тысячелетии информация стала главным ресурсом, и эффективная работа с ней дает преимущества. Это касается как бизнеса, так и государства. Рынок Big Data существует уже более десяти лет. Но много ли вы назовете отечественных разработчиков в этой области, много ли решений сможете вспомнить? В этом сегменте софтверного рынка, как и во многих других, доминируют иностранные производители. Конечно, специалисты знают российские компании, которые разрабатывают поисковые сервисы, аналитические системы, решения для обработки и хранения данных. Однако Google, Amazon и HP знают даже те, кто далек от информационных технологий.
ОТ ПРОПРИЕТАРНОГО К ПРОМЫШЛЕННОМУ
Западные вендоры известны еще и потому, что ведут бизнес и на потребительском рынке, предоставляя массовые сервисы или товары. Однако и в России есть свои информационные гиганты, которые вполне могли бы составить конкуренцию иностранным разработчикам Big Data-решений.
Вместе с тем, на российском рынке много проприетарных решений, собранных, как говорят, на коленке. Особенно остро проблема стоит у государственных заказчиков. Если бизнес спокойно приобретает иностранную платформу Big Data вместе с серверным оборудованием или в комплекте с сервисами, то представители госсектора вынуждены выкручиваться.
Поэтому ситуация, когда местные кулибины мастерят что-то из свободного программного обеспечения (СПО) и собственных представлений о том, как должны работать данные, – обычная практика. Иногда, кстати, получаются очень интересные решения.
Сейчас, когда запущены процессы цифровой трансформации экономики, необходимо переходить от кустарного ПО к промышленным системам
Их преимущество в стабильности, масштабируемости, тиражируемости, своевременном обновлении, широких функциональных возможностях. К тому же, бизнес и госструктуры заговорили о необходимости перехода от лоскутной автоматизации к построению цифровых экосистем.
PUBLIC CLOUD ИЛИ ON-PREMISE
В России не только госсектор, но и многие компании настороженно относятся к публичным облакам, особенно если речь идет о хранении чувствительной информации. Поэтому корпорации и госсектор стремятся работать в on-premise – расположить все данные у себя, запустить на собственной IТ-инфраструктуре. По разным оценкам, собственные вычислительные мощности используют от 60 до 80% российских заказчиков.
Если мы посмотрим на рынок Big Data-платформ, то увидим, что
западные игроки предлагают преимущественно облачные решения. и даже когда речь идет об on-premise, то обычно это разработки глобальных вендоров
Можно много говорить об эфемерности угроз и беспричинности страхов, но очевидно, что эти платформы вряд ли будут использовать в российских министерствах или силовых структурах.
ЕСТЬ РЕШЕНИЯ
В 2014 году, когда Россия получила первый пакет санкций и в профессиональном сообществе заговорили о возможном ограничении доступа к технологиям, было много споров о том, возможна ли миграция с Oracle на отечественные системы управления базами данных (СУБД).
Многим казалось, что преодолеть технологический разрыв у российских разработчиков не получится. Однако буквально за пару лет в стране появились вполне конкурентные системы, созданные на базе СПО
Кроме того, развитием этого класса продуктов активно занялись российские IТ-гиганты – Яндекс, Mail.ru и другие. Процесс пошел и госорганы начали миграцию с североамериканских СУБД на отечественные. К примеру, в 2019 году о переходе объявила Федеральная таможенная служба (ФТС), а весной 2020 – Федеральное казначейство.
С Big Data-платформами все намного проще. Далеко не в каждой коммерческой компании они есть. Финансовый мониторинг Федеральной налоговой службы (ФНС), построенный на технологиях обработки неструктурированных данных, – это скорее исключение из правил. Если на развитых зарубежных рынках США, ЕС и ведущих азиатских стран Big Data уже массово используется, то Россия к этому еще только подходит.
Чтобы избежать мучительной технологической миграции с одних решений на другие, имеет смысл сразу ориентироваться на отечественные платформы, которые уже появились на рынке
СВОЕ И УНИВЕРСАЛЬНОЕ
Однако проблема в том, что российские разработчики ориентированы либо на решение своих задач, либо на представителей крупного бизнеса, поэтому предлагают облачные решения. А госзаказчикам, которые запустили процесс цифровой трансформации, комфортнее работать с on-premise.
Рынок столкнулся с парадоксом: разработчики жалуются на низкий спрос, а госзаказчики на отсутствие решений, отвечающих их требованиям.
Россия в последнее время сделала огромный скачок в цифровых технологиях. Электронных сервисов у нас становится все больше. Однако, чтобы они быстро эволюционировали, необходимо уметь работать с большими объемами неструктурированных данных. Нужно изучать потребительское поведение, улучшать качество управления сотрудниками, оптимизировать бизнес-процессы. Самый эффективный инструмент анализа информации и выявления неочевидных связей – это платформы Big Data. Их использование не только улучшает отдельные сервисы, но и в целом ускоряет процесс цифровой трансформации экономики.
Изображение: Freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Антикризисные облака
Виртуальные серверы повысят в организациях гибкость IT-инфраструктуры