Биткоин vs закон
Криптовалютам предлагают дать больше свободы для развития экономики
Вступивший в силу 1 января 2021 года закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА) определил виртуальные деньги как цифровой код для сбережений и инвестиций, но запретил их использование для оплаты товаров и услуг. Эту концепцию Центробанка (ЦБ) не разделяют депутаты и правительство РФ, считая, что криптовалюта – новая финансовая реальность, способная развивать digital-экономику. Эксперты уверены, что невозможно ограничить хождение цифровой валюты (ЦВ), поэтому логично выстроить привлекательное для компаний и инвесторов правовое регулирование.
КРАСНЫЕ ФЛАЖКИ ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ДЕНЕГ
Вводя ограничения, ЦБ РФ исходил из того, что виртуальные деньги не имеют обеспечения: за ними не стоит государство, а значит, они несут большой риск для обладателя, сообщил в ходе организованной «Коммерсантом» онлайн-конференции о перспективе цифровых активов председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В первую очередь закон направлен на использование блокчейн-технологии, под которую будут привлекаться инвестиции, обеспечивая экономический оборот. В то же время бизнес не хочет отделять технологию распределенного реестра от цифровых валют. Например, ряд российских организаций, включая Сбер, подали заявки на создание своих ЦВ. «Мы видим, что их криптовалюты будут обеспечены конкретными активами. Развитие этого рынка позволит накопить правовой опыт в рамках закона о ЦФА», – отметил А.Аксаков.
Закон определяет ЦВ как «иное имущество», сообщил RSpectr генеральный директор TTM Bank Владислав Утушкин. Эксперт напомнил, что еще до его вступления в силу было несколько судебных дел, где ЦВ признавали иным имуществом, так что такой подход к классификации вполне логичен.
Криптовалюту теперь можно наследовать, завещать, истребовать в качестве погашения долга и так далее. Но запрет коснулся именно того направления, которое признано самой ценной характеристикой ЦВ, – оплаты товаров и услуг.
Владислав Утушкин, TTM Bank:
– Позиция ЦБ, который продавил запрет на использование криптовалюты для расчетов, ожидаема: худо-бедно контролировать денежные потоки в рублях он уже научился, а в криптовалютах – еще нет. Но на практике такой запрет приведет к тому, что расчеты с помощью ЦВ будут проводиться за пределами России. Создаваться юрлица за рубежом, например, в Прибалтике, Гонконге, Люксембурге, США. Проводить операции через эти компании будет проще, надежнее и выгоднее, чем возиться с новым законодательством в России.
Эксперт уточнил, что
для эффективного функционирования бизнеса с ЦФА нужно разработать и принять еще целую тонну нормативных актов
Поскольку вступивший в силу закон – рамочный.
Сегодня в Госдуме начались дискуссии о необходимости конкретизировать расплывчатое понятие «криптовалюта», отметил А.Аксаков.
«У нас даже применительно к оружию нет такой несусветной чуши в правовых формулировках, как к ЦВ, – сообщила руководитель межведомственной группы ГД по оценкам рисков оборота криптовалюты Элина Сидоренко. – Весь закон о ЦФА состоит из ссылок на Центробанк, который должен принять ряд подзаконных актов».
Депутат пояснила, почему в финальной редакции документа исчезла уголовная ответственность за нарушение правил оборота ЦВ. «В законодательной формулировке неясно – крипта запрещена или разрешена, поэтому юристы до конца не понимают, как прописывать меры наказания», – говорит Э.Сидоренко.
Бренд-менеджер крипто-платформы OXLY.IO Данатар Атаджанов рассказал RSpectr, что действующий закон в нынешнем виде настолько ограничивает оборот криптовалют, что делает практически невозможным нормальное развитие бизнеса, который вынужден искать легальные варианты роста в других местах. Например, экспорт хешрейта – продажу вычислительных мощностей в лояльные юрисдикции с получением фиатных денег вместо криптовалют.
Анатолий Аксаков, ГД:
– ЦВ уже стали инструментом как инвестиций, так и спекуляций. Но криптобиржи сложно регулировать, поскольку большинство из них находятся вне российской юрисдикции. В рамках нашего правового пространства можно будет работать с торговыми площадками, которые войдут в реестр ЦБ.
По словам президента Российский ассоциации криптоиндустрии и блокчейна (РАКИБ) Юрия Припачкина, депутаты и новое правительство РФ значительно лучше понимают перспективность крипторынка и блокчейна. Сложнее дело обстоит с ЦБ РФ, который пытается сохранить влияние фиатных денег, поскольку они ему подконтрольны.
НАЛОГ НА КРИПТУ
А.Аксаков напомнил, что в ГД прошел первое чтение законопроект о налогообложении операций с цифровыми деньгами, который будет устраивать всех участников рынка. Тем более что обладатели крупных активов сами просили легализовать ЦВ.
К законопроекту есть много вопросов, отметила в разговоре с RSpectr официальный представитель биржи криптовалют Garantex Татьяна Максименко: «Например, почему такой высокий штраф в 40% от суммы налога за частичную или полную неуплату, а также если не включена в налоговую базу прибыль от операций с криптовалютой. Это приравнивает любую ошибку в декларации к уходу от налогов».
По прогнозам Э.Сидоренко, также
стоит ожидать ограничений ведения криптобизнеса за рубежом для россиян
Первым знаком является законопроект о налогообложении.
Элина Сидоренко, ГД:
– Пока неясно, что мы будем облагать налогом: доходы с вычетом расходов или доходы до вычетов расходов. В США был случай, когда парень сначала заработал на росте криптовалюты, а потом потерял на падении. Доход составил 1 тыс. долларов, а налоги насчитали на 10 тыс. долларов, потому что учитывали периоды роста его активов. В нашем законопроекте непонятно – сумма должна облагаться налогом после выхода из криптовалютных инструментов или учитываться будет весь фискальный год?
«Обкладывать налогом можно только точку перехода крипты в фиатные деньги, – уверен Ю.Припачкин. – Можно выстроить налоговую базу крайне привлекательной для иностранных инвесторов, который приведут в Россию свои средства. Для прозрачности к криптокошельку можно привязывать ИНН человека».
ЧТО СМОЖЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЛАСТЬ
Руководитель межведомственной группы Госдумы по оценкам рисков оборота криптовалюты уверена, что
государство не может и не должно контролировать блокчейн-технологию, как не контролирует погоду или интернет
«Но власть может внедрить распределенный реестр для выстраивания технических моделей оказания государственных и финансовых услуг. Сегодня почти все страны вступают в соревнования – кто окажется первым в применении блокчейна. К 2025 году модель цифровых финансовых активов обретет правовые границы в большинстве государств», – сообщила Э.Сидоренко.
Основатель Independent Decentralized Finance Ecosystem (InDeFi) Александр Лебедев признался в ходе конференции, что ему криптовалюта очень помогла при переводе средств в Индонезию для открытия гостиничного бизнеса на острове Бали. Иными способами отправить официально задекларированные деньги он не мог, а через криптоплощадку сделал это за несколько минут.
«Безусловно, сейчас криптовалюта – это спекулятивный инструмент. Илон Маск покупает на 1,5 млрд долларов биткоинов, а потом продаст с наваром, обваливая курс ЦВ. Напомню, что 1,5 трлн долларов находится в криптовалютном обороте», – пояснил А.Лебедев.
Он уверен, что государство сможет контролировать цифровые активы, только если будет создана своя государственная ЦВ. Также в криптовалюте А.Лебедев усмотрел инструмент защиты от западных санкций.
Александр Лебедев, InDeFi:
– Например, российская лизинговая компания должна поставлять сборные недорогие дома в Африку, но она находится под санкциями. Криптобиржи есть в Сомали, Южном Судане, Уганде. Перевод денег через криптовалюту сводит к нулю весь эффект от санкций. Насколько я знаю, иранцы используют расчеты в крипте.
ЧЕГО ЖДАТЬ
Появление новой сущности – цифрового профиля – породило создание digital-экономики, которая анализирует информацию о человеке, создаваемую им самим. Ю.Припачкин считает, что в этом суть противостояния старой монетарной системы, узурпированной государствами и новой цифровой без границ.
Юрий Припачкин, РАКИБ:
– Когда говорят, что криптовалюта ничем не обеспечена – это неправда. Например, есть аналогии – системы кешбэка и программ лояльности. По сути, люди майнят (производят) мили количеством налетанных часов, а затем получают их от авиакомпаний. И государство эти средства не контролирует.
Глава ассоциации также пояснил, что биткоин – это цифровое золото, которое активно консолидируется. «В мире выпущено 19 млн биткоинов, 5 млн потерялось по дороге в ходе накопления на различных носителях. Из 14 млн на рынке обращается 2-3 млн биткоинов. Остальные хранятся в кошельках. И свободное число золотой криптовалюты постоянно уменьшается на рынке. С осени биткоины активно скупают инвестфонды как долгосрочный цифровой актив. В итоге формируется дефицит на рынке, который будет повышать стоимость цифровой монеты», – пояснил Ю.Припачкин.
Он считает, что у нас нет четырех лет для раскачки, поскольку цифровые активы начнут влиять на мировую экономику в ближайшие два года.
В 2020 году количество криптокошельков россиян превысило 8 млн, а в 2019 году их было только 2 млн
Владислав Утушкин, TTM Bank:
– Любое государство хочет контролировать операции с криптовалютой. Ни одно правительство не желает отдавать власть над денежными потоками. А владельцам крипты или бизнесу, который использует ЦВ для трансграничных операций, это не очень-то и нужно. В реальности контролировать криптотранзакции возможно, но с определенными ограничениями. В этом ЦВ больше похожи на наличные, чем на безналичные расчеты.
Пока криптовалютное законодательство в России выглядит как лоскутное одеяло, где часть лоскутов уже пришита, а часть – отсутствует, провел аналогию эксперт.
«Для того чтобы Россия не стала аутсайдером в развитии блокчейна и цифровой культуры, законодательство должно дать более точное понимание, в каких направлениях отрасль будет двигаться, – отмечает Д.Атаджанов. –Хотелось бы, чтобы законотворцы учли позитивные примеры организации криптооборота в США, Канаде, Германии и других странах ЕС».
Изображение: RSpectr, Freepik.com
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
«МММ» для владельцев биткоинов
Защитить инвесторов в криптовалюту сможет цифровая грамотность