ИТ / Статьи
цифровизация
20.8.2021

Электронная таможня дает добро

Как цифровизация меняет декларирование товаров

К 2030 году практически все функции Федеральной таможенной службы (ФТС) будут переведены в цифровой формат. За счет этого государство увеличит налогооблагаемую базу, а бизнес – обороты, уверяют власти. Разбираемся в плюсах и минусах электронного декларирования, с какой матрицей работает служба и привела ли цифровизация к снижению коррупции.


МЗДУ НЕ БЕРЕТ

ФТС закончила работу по созданию электронных таможен – сейчас в ведомстве действуют 16 центров цифрового декларирования, где сосредоточено 99,8% грузов, сообщил глава службы Владимир Булавин на недавней встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным. По его словам, в этом году сотрудники ФТС оформили 2,7 млн деклараций, что на 17% больше, чем в прошлом. Более 680 тыс. из них выпущено автоматически – в течение четырех-пяти минут. По словам главы ФТС,

каждая четвертая таможенная декларация в этом году выпускается информационной системой в автоматическом режиме – быстро, просто и более объективно

Благодаря цифровизации повысилась управляемость таможни, обеспечено «единообразие в принятии решений», сократились таможенные и коррупционные риски, исключен контакт выпускающего инспектора с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), отчитался В.Булавин.

Электронное декларирование значительно ускорило как процедуру оформления товаров участниками ВЭД, так и контроль со стороны ФТС, рассказал RSpectr руководитель отдела таможенного оформления компании СДЭК Алексей Линенко. «У ФТС появилась возможность полноценного использования программных средств, в том числе системы управления рисками. Это позволяет по значению в графе и ключевым словам выявлять потенциально недостоверно задекларированные товары, а также уклонение от уплаты налогов и пошлин», – отмечает он. Вместе с тем, обращает внимание эксперт, цифровизация мало повлияла на снижение коррупционных рисков.

Хотя прямого контакта между участником ВЭД и должностным лицом уже нет, все равно декларирование в электронном виде производится на заранее выбранном таможенном посту

Риски должны снизить запущенные ФТС региональные Центры электронного декларирования (ЦЭД). «Ожидается введение “подачи в одно окно”, когда сервер ЦИТТУ* сам будет распределять декларации между Центрами, а участник ВЭД не будет знать, куда именно попадут его документы», – говорит А.Линенко. Но пока все еще можно заранее выбрать таможенный пост.

Вместе с тем декларирование в электронном виде специальных категорий товаров, таких как экспресс-грузы и продукция для личного пользования, еще слишком «сырое», подчеркивает эксперт.

Алексей Линенко, СДЭК:

– ПО таможенных органов несовершенно, компетенции должностных лиц оставляют желать лучшего, а нормативно-правовая база трактуется исключительно субъективно. Это затрудняет создание благоприятных условий товарооборота экспресс-грузов и не соответствует посланию президента РФ Владимира Путина от 2018 года и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

Цифровая декларация будет сопровождать товар в течение всего жизненного цикла с момента ввоза в страну, ее можно считать по специальному коду и получить информацию из федеральной системы. Это подталкивает к тому, чтобы оцифровать и последующие процессы, считает директор по работе с государственными заказчиками компании «Биорг» Илья Веригин. «К нам уже поступают запросы на внедрение электронного документооборота на транспорте и на оцифровку имеющихся бумажных документов», – рассказал он RSpectr.

Кроме таможенной декларации, товар сопровождают документы, подтверждающие его безопасность и соответствие российскому законодательству. По словам И.Веригина, таможня моментально может запросить их в Росаккредитации благодаря электронному обмену. Таким образом, все ведомства, связанные с процессом, вынуждены ускорять свою цифровую трансформацию. Невозможно обработать запросы на проверку 50 тыс. таможенных деклараций в день вручную, отмечает эксперт.


ТРУДНОСТИ ПЕРЕХОДА

Основными сложностями перехода компаний на электронное таможенное декларирование являются обязательная установка специального ПО, оформление электронной цифровой подписи, а также высокая стоимость декларирования для юридических лиц – в среднем от 5 тыс. до 17 тыс. рублей, рассказал RSpectr независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов. При этом

нанесение маркировки на различные группы товаров требует больших затрат на приобретение оборудования

Алексей Тузов, независимый эксперт:

– Покупка онлайн-кассы, сканера для распознавания двумерных штрихкодов, терминала сбора данных, принтера для печати этикеток, двумерных идентификаторов в среднем обойдется компании от 3 млн до 15 млн рублей. Особо сложные и высокоскоростные линии нанесения маркировки стоят около 30 млн рублей.

Для отслеживания исполнения обязательств по маркировке товаров в России действуют системы:

  • цифровой маркировки и прослеживаемости;
  • мониторинга импортных товаров;
  • контроля электронной торговли.

Все они работают по единому алгоритму, когда проверяется ввозимая партия товара, а не каждая единица, не по маркерам, а только по электронным документам, отметил эксперт. В связи с этим появились новые формы отчетности, которые нужно сдавать в налоговую службу – например, уведомление о перемещении продукции, подлежащей прослеживаемости, сообщил А.Тузов.

Таможня вносит полученные с помощью маркировки данные о ввозимом товаре в Единую автоматизированную информационную систему (ЕАИС). Затем оператор «Честный знак» сопоставляет полученные и имеющиеся в ней сведения и изменяет статус кодов идентификации на «Введен в оборот».

При обязательной маркировке товаров используется код Data Matrix, основным преимуществом которого является способность вмещать большой объем информации, намного превышающий предыдущие поколения штрихкодов, пояснил RSpectr гендиректор IT-компании Omega Алексей Рыбаков.

Для легального бизнеса цифровизация таможни играет определенно положительную роль – теневые производители не забирают их прибыль, не «крадут» потребителей, обращает внимание эксперт.

Алексей Рыбаков, IT-компания Omega:

– Цифровизация означает прозрачность процессов: подачи заявления, получения разрешений, выдачи маркировок на товары. Теперь они происходят онлайн, исключается человеческий фактор, а значит, сложнее путем взяток и связей получить необходимые документы, поскольку все данные регистрируются в общей системе.

А.Линенко не так оптимистичен в оценках. «С одной стороны, происходит обеление процессов и становится все меньше лазеек, где можно схитрить, а с другой – с устранением проблемы создаются условия для ее появления при цифровизации таможенного оформления отдельных категорий товаров», – подчеркивает он.

Проблемы видит и гендиректор компании «Невский терминал» Эдуард Кривонос. С введением электронного декларирования существенно выросла нагрузка на информационно-техническую базу ФТС, пояснил он RSpectr. По его мнению, таможня проводит слабую работу по информированию и консультированию о порядке получения и маркировки товаров для участников ВЭД.

* ЦИТТУ – Центральное информационно-техническое таможенное управление – специализированное региональное таможенное управление, которое входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов РФ.

Изображение: RSpectr, Freepik.com

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Большие данные с русским акцентом
Госкомпаниям и бизнесу нужны системы Big Data на собственной инфраструктуре


Еще по теме

Почему рынок коммерческих дата-центров нуждается в регулировании

Что ждет начинающего тестировщика в 2024 году

Как найти перспективные зарубежные рынки для российских решений

Какие угрозы несет интернет тел человечеству

Успеют ли банки заменить импортный софт и оборудование до 2025 года

Зачем компании вкладывают деньги в ИТ-состязания?

Импортозамещение и внутренняя разработка ПО в страховании

Почему рынок информационных технологий РФ возвращается к классической дистрибуции

Что сделано и не сделано в цифровизации России за 2023 год

Как заботу о вычислениях переложить на вендоров и почему не все к этому готовы

Когда российский бизнес начнет замещать импортное ИТ-оборудование

Чего добились за два года активного импортозамещения ПО

Как искусственный интеллект меняет банковскую систему РФ

Как проходит цифровая трансформация отечественного госсектора

Процесс замены иностранного софта близится к завершению – и это вызов