Маршрут построен. Впереди цифровизация
С чем транспортная отрасль России входит в IT-эпоху
Россия пока не является лидером в применении IT-решений на транспорте, но в ближайшие годы в отрасли ожидается бум спроса на цифровые технологии. Разбираемся, как власти пытаются переформатировать этот рынок, чего ждут его участники и почему не нужно «автоматизировать хаос».
КУРС НА ТРАНСФОРМАЦИЮ
Единый электронный инструмент оплаты проезда во всех видах общественного транспорта, учитывающий льготы и действующий на всей территории страны, станет ключевой задачей Минтранса на ближайшее время в рамках инициативы «Зеленый цифровой коридор пассажиров», заявил начальник отдела цифровой транспортной логистики и интеллектуальных транспортных систем министерства Ян Комаха на конференции «Цифровизация транспорта 2021».
По его словам,
необходимые технологические стандарты, позволяющие интегрировать различные региональные системы между собой для оплаты единым цифровым документом, появятся в ближайшие три-четыре года
Единый проездной может заработать в России к 2024 году, сообщил он. Одновременно будут запущены пилотные проекты по внедрению оплаты с помощью биометрии, отметил чиновник.
Ян Комаха, Минтранс:
– Сейчас идет тестирование биометрических технологий в трех аэропортах. До конца года [также] подключится Шереметьево.
Эти проекты будут реализованы в рамках отраслевой стратегии цифровой трансформации, представленной Минтрансом в июле этого года. «Сейчас мы готовим ее к утверждению правительством», – сообщил Я.Комаха. Документ включает шесть инициатив, рассчитанных на реализацию до 2030 года:
- «Беспилотники для пассажиров и грузов» – планируется создание инфраструктуры, нормативно-правовой базы и технологических стандартов.
- «Зеленый цифровой коридор пассажира» – сейчас реализуется пилотный проект для определения технических стандартов единого проездного. Его можно будет использовать и для мультимодальных перевозок.
- «Бесшовная грузовая логистика» – с 1 января 2022 года накладные, ведомости и другие документы переводятся в электронный вид. При этом создается государственная информационная система, предполагается интеграция со смежными видами транспорта для мультимодальных перевозок. Также с 2024 года будет внедрена технология смарт-контрактов.
- «Цифровое управление транспортной системой РФ» – создан ситуационный центр Минтранса, где будет аккумулироваться вся информация о транспортном комплексе страны.
- «Цифровизация для транспортной безопасности» – уже функционирует.
- «Цифровые двойники объектов транспортной инфраструктуры» – проводится в соответствии с постановлением правительства №331, обязывающим использовать информационные модели.
С помощью новых технологий в Минтрансе надеются усилить конкурентоспособность и привлекательность транспортно-логистических услуг, увеличить скорость пассажирских и грузовых перевозок, повысить мобильность населения, а также снизить аварийность на дорогах.
ПЕРЕФОРМАТИРОВАТЬ РЫНОК
Аналитики прогнозируют исключительный интерес к IT-решениям на рынке транспортных услуг в ближайшие годы. По данным Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики (ИСИЭЗ НИУ ВШЭ), спрос транспортной отрасли на цифровые технологии в прошлом году составил 89,4 млрд руб., а к 2030 году он может увеличиться в семь раз – до 626,6 млрд рублей. По мнению авторов исследования, для ускорения трансформации необходимо:
- обеспечить покрытие транспортных магистралей сетями 5G;
- стандартизировать сервисы платформ, а также протоколов безопасной передачи данных;
- закрепить права и ответственность при эксплуатации беспилотников;
- выдавать льготные займы для тиражирования успешно зарекомендовавших себя российских digital-решений для транспорта;
- создать правовые условия для оборота данных, аккумулируемых отраслевым бизнесом;
- формировать центры подготовки IT-кадров для транспорта.
В целом, по оценкам НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит до 2030 года дополнительный рост производительности труда на транспорте и в логистике на 20 процентов.
По мнению директора департамента инвестиций и рынков капитала КПМГ в России и СНГ Вячеслава Михайлова,
российский транспортный рынок достаточно зрелый, и именно за счет цифровизации можно подогреть интерес к нему
Вячеслав Михайлов, КПМГ в России и СНГ:
– Цифровизация станет «технологическим переделом», основой следующей волны слияний и поглощений, которая переформатирует этот рынок. Игроки, первые вставшие на путь приобретения мультимодальной компетенции, станут точкой притяжения для тех, кто не смог перестроиться.
IT-компании, создав определенную базу компетенций какого-то крупного игрока, дадут ему огромное превосходство над другими участниками рынка, отметил представитель КПМГ в своем выступлении на конференции.
С ним согласился директор по стратегии и развитию логистической компании «Монополия» Сергей Предко. «С помощью цифровизации транспорта мы получаем качество обслуживания пассажиров и полезные сервисы», – сказал он. С.Предко подчеркнул, что
транспорт – это крайне низкомаржинальный бизнес, который живет только за счет возврата НДС
«Государство предоставляет программы трансформации отрасли, выстраивает инфраструктуру – от обычных дорог до IT-программ и систем безопасности к ним, и это очень здорово», – отметил гендиректор компании Omnicomm Борис Паньков. Цифровизировать колесный транспорт – непростая задача, в авиации или морских и речных перевозках игроков на порядок меньше, подчеркнул он. Б.Паньков констатирует, что
рынок колесного транспорта очень сильно фрагментирован – на нем оперирует множество небольших частных компаний
Борис Паньков, Omnicomm:
– Наша отрасль живет в режиме идеальной конкуренции, когда прибыль равна нулю. Почти все участники рынка работают в «серой зоне» и не могут выжить в легальных условиях.
Такие компании, как правило, не платят налоги, их машины едут с перегрузом, не соблюдают режим труда и отдыха водителей, отметил он. Начиная работать «по закону», компания сразу оказывается за гранью рентабельности и не может конкурировать в легальном поле без повышения эффективности, обратил внимание Б.Паньков. Для этого логистические организации должны научиться работать с цифровыми инструментами, уверен он.
НЕ АВТОМАТИЗИРОВАТЬ ХАОС
Интересно, что вопрос «Как должны внедряться IT-решения на транспорте?» сейчас возникает во многих странах мира, отметил в своем докладе директор центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Константин Трофименко. «Везде ведутся примерно одинаковые дискуссии, но какого-то готового решения, которое можно было адаптировать для наших реалий, пока нет», – рассказал он. По его мнению,
цифровизация является надстройкой над базисом – тщательно спланированной, упорядоченной транспортной системой региона
Константин Трофименко, НИУ ВШЭ:
– У нас есть национальная забава – автоматизировать хаос: приходит «автоматизатор» и говорит, что поставит софт и все заработает. Ничего подобного: если система не выстроена, то никакая автоматизация ей не поможет, а может, даже сделает хуже.
Поэтому первым шагом по развитию региональной транспортной системы должна быть оценка готовности ее к цифровой трансформации, подчеркивает К.Трофименко. Кроме того, необходимо понимание того, насколько спланировано формирование транспортной системы. Документы, которые сейчас разрабатывает Минтранс, должны эволюционировать как раз в некие системы управления движением, привязанные к объектам инфраструктуры, полагает он. «Внешне они могут выглядеть как 3D-модель, но это система управления, где будут атрибутированы параметры движения, перевозок и пропускной способности, а управлять ей будет искусственный интеллект», – считает эксперт.
Для Москвы еще недавно наиболее близким по внедрению цифровых технологий казался опыт Мадрида, рассказал заместитель руководителя по контролю за использованием и развитием информационных систем и ресурсов Центра организации дорожного движения (ЦОДД) правительства Москвы Дмитрий Горшков. Сейчас в мэрии равняются на Сингапур и хотят большего.
Дмитрий Горшков, правительство Москвы:
– Нам нужен транспорт, который будет современнее, быстрее, чем в большинстве европейских городов. Сейчас мы дошли до такого уровня, что практически со всего мира приезжают к нам и спрашивают: «Как вы это сделали?»
По его словам, сегодня интеллектуальная транспортная система столицы – это огромная совокупность «железа», которое стоит на улице (датчики, камеры, светофоры и т.д.), серверы, большое количество IT-систем и ресурсов, в том числе интеллектуальная транспортная система (ИТС).
Объем данных, которые хранит и обрабатывает каждый день ЦОДД, равен 200 библиотекам имени В.И.Ленина
Самым громким цифровым проектом Москвы стал «Умный перекресток». «Каждая полоса движения имеет определенную пропускную способность, ширину и скорость. Нейросети позволяют просчитать, сколько автомобилей приезжает к определенной полосе, и дать тому или иному направлению приоритет», – отметил Д.Горшков.
Москва постоянно входит в рейтинги эффективности общественного транспорта, но столичные пассажиры все равно жалуются на пробки, длительное время ожидания, заполняемость вагонов метро и салонов автобусов, обратил внимание директор интегрированных проектов Mail.ru Group Вадим Табаков. «Для того чтобы быть более кастомизированными, надо знать поведенческий профиль пользователей. Мы можем построить поведенческий паттерн пассажира, чтобы прийти к нему с более персонифицированным предложением», – рассказал он.
В Mail.ru активно развивается направление B2B IT-сервисов – компания постепенно становится вендором, а также оказывает рекомендательные услуги
Например, сервисы анализа пассажиропотока позволяют оценить динамику и структуру передвижения людей.
Вадим Табаков, Mail.ru Group:
– Подобные сервисы позволяют построить агрегированный «портрет» жителя города, для того чтобы понять его поведенческий паттерн и в зависимости от этого принимать решение о развитии транспортной и городской инфраструктуры.
В целом цифровизация транспортного комплекса России только набирает темп, уверены эксперты. В рамках Национального плана (дорожной карты) развития конкуренции в РФ на 2021–2025 годы Минтрансу поручено создать цифровую платформу. Она должна обеспечить «взаимодействие грузоотправителей, перевозчиков и операторов в рамках перевозок железнодорожным транспортом на недискриминационной основе». Пока в министерстве не раскрыли планы по ее созданию.
Изображение: RSpectr.com, Adobe Stock
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:
Лицо как проездной
Риски и преимущества внедрения биометрии для проезда в общественном транспорте